Подскажите, пожалуйста, как правильно сделать пояс для ношения ключей в Шабат? Он непременно должен держать брюки вместо ремня, либо его просто можно носить поверх одежды?
Большое спасибо за Ваш вопрос. В субботу запрещено переносить ключ из одного владения в другое в месте, где нет эрува. Такое действие является нарушением запрета оцаа — переносить предметы из одного владения в другое, одной из 39 работ, запрещенных в субботу. Запрещено переносить ключ независимо от того, находится он в руке, в кармане или просто висит на ремне. Как же поступать человеку, который живет там, где нет эрува? Ведь невозможно оставить дверь открытой или всю субботу находиться дома?
Чтобы решить эту проблему, необходимо сделать так, чтобы ключ был частью ремня. Перечислим некоторые «патенты»:
1. Разрешено (до субботы) разобрать пряжку ремня и вместо язычка вставить ключ. Таким образом, ключ станет неотъемлемой частью ремня и его можно будет переносить в субботу (Рамо 301:11, Мишна Брура 301:45).
2. Более простой вариант — взять резинку такой длины, чтобы она охватывала талию, привязать один конец к отверстию ключа, затем надеть резинку на пояс и привязать второй конец также к отверстию ключа. Получается, что ключ соединяет два конца резинки и, таким образом, является частью пояса. (Если резинку привязывают в субботу, то следует привязать её «бантиком»).
3. В Европе, я видел, используют так называемый шаббас гартл (субботний пояс), т.е. специальную резинку, к которой изначально с двух сторон прикреплены карабины, которые затем вставляются в отверстие на ключе. В данном случае также ключ соединяет два конца резинки и поэтому является частью пояса.
4. Если необходимо перенести несколько ключей, то их также следует последовательно вставить в пояс с помощью колец или дополнительных резинок так, чтобы они вставлялись в отверстие ключа и являлись продолжением пояса.
Надо отметить: все указанные «патенты» разрешено использовать только в том случае, если при этом человек не надевает другой ремень или пояс. Причина запрета: в этом случае один из ремней не несет никакой функциональной нагрузки. Поэтому мудрецы запретили его перенос (Рамо 301:36, Мишна Брура 301:133). Однако если человек надевает несколько «одежд», например, брюки и пиджак, то разрешено надеть один ремень поверх брюк, а второй — поверх пиджака.
Также необходимо, чтобы пояс не просто свободно болтался, а сидел плотно, т.к. в этом случае считается, что ключ способствует поддержанию ремня и является его частью (Шмират Шабат кэ-Илхата 18:190).
С уважением, Яков Шуб
Смотрите: Эрув. Запрет «Оцаа»
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир. Считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Можно ли выносить из дома предметы в субботу?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Бенцион Зильбер
…а золотые часы?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников