Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Ваэтханан, Зелиг Плискин, Любовь к Б-гу, Освящение Имени Всевышнего
И ЛЮБИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, ВСЕМ ТВОИМ СЕРДЦЕМ И ВСЕЙ ДУШОЙ, ИЗО ВСЕХ СИЛ (Дварим, 6:5)
Талмуд, ссылаясь на этот стих, говорит, что мы должны вести себя так, чтобы вызвать любовь к Имени Бога. Следует изучать Тору и помогать талмидей хахамим, быть честным в делах и вежливым. Тогда будут о вас говорить: «Счастлив его отец, который учил его Торе. Счастлив его учитель, который учил его Торе. Горе тому, кто не учил Тору. Смотрите, как достойно и приятно поведение человека, изучающего Тору».
А о том, кто учит Тору и прислуживает ее мудрецам, но нечестен в делах и невежлив с другими, будут говорить: «Горе этому человеку, который учил Тору. Горе его отцу, который учил его Торе. Горе учителю, который учил его Торе. Смотрите, как корыстны дела и как злы поступки человека, который учит Тору» (Йома).
Сефер хасидим пишет, что заповедь любить Бога включает заповедь любить мудрецов Торы, которые изучают слово Бога. Талмуд утверждает: кто любит мудрецов Торы, удостоится того, что его дети станут мудрецами Торы (Шабат).
И ПОВТОРЯЙ СВОИМ ДЕТЯМ (Дварим, 6:7)
Раши цитирует здесь Сифре, где говорится, что в этом стихе «детям» значит «ученикам», потому что тут и во многих местах ученики называются детьми. То есть между учителем Торы и его учениками должны быть такие отношения, как между отцом и детьми. Родители дают ребенку физическую жизнь, а учителя Торы — духовную жизнь (Пиркей эмуна).
ПОСТУПАЙТЕ ПРЯМО И ХОРОШО В ГЛАЗАХ БОГА (Дварим, 6:18)
Рамбан цитирует мудрецов, объясняющих, что стих повелевает выходить за рамки предписаний закона в отношениях с людьми. И добавляет, что это очень важный принцип, потому что Тора не может перечислить все мельчайшие детали.
Талмуд (Бава мециа) утверждает, что Иерусалим был разрушен, потому что его жители не хотели делать больше требуемого законом. Рав Залман из Воложина объясняет: это было не единственной причиной — они совершали и иные грехи, но если бы ради людей выходили за пределы буквы закона, то и Бог ради них вышел бы за пределы буквы закона, и Иерусалим был бы спасен (Толдот Адам).
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.