Темы: Потомство, Танах, Брак, Давид, Шауль, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Объясните, пожалуйста, почему в Шмуэль II, 21.8 написано: «И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айи, которых она родила Шаулу, — Армения и Мефивошэта и пятерых сыновей Михали, дочери Шаула, которых она родила Адриэйлу, сыну Барзиллая из Мехолы», тогда как в Шмуэль I, 18.19: «Но вот, когда наступило время отдать Мэйрав, дочь Шаула, Давиду, то она отдана была в жены Адриэйлу Мехолатянину». Михаль что, кроме Давида и Палтия, также была замужем за Адриэйлем?
Геннадий
Шалом, уважаемый Геннадий!
Вкратце — нет, Михаль не была замужем за Адриэлем. Почему же Танах говорит о ее детях, на первый взгляд, вводя нас в заблуждение? Этот вопрос интересовал уже наших мудрецов. Прежде всего, они отметили, что в Танахе ясно сказано: «А у Михали, дочери Шауля, до последнего ее дня не было ребенка» (Шмуэль II, 6:23). С другой стороны, как Вы верно заметили, прямым текстом указано, что женой Адриэля стала Мейрав, а Михаль была отдана Давиду. Из этого следует, что в книге Шмуэль II пророк хочет донести до нас какие-то дополнительные сведения, зашифровав их таким образом, чтобы мы обратили на это внимание. Что Вы и сделали.
И действительно, Гмара Сангедрин приводит два предания о том, какие выводы отсюда следуют. Во-первых, сравнивается замужество Мейрав и Михали. Нам точно известно из текста, что Михаль была отдана в жены Палти, несмотря на то, что она еще не получила гет (разводное письмо) от Давида[1]. Следовательно, говорят мудрецы, Писание приравнивает брак Мейрав к фиктивному браку Михали, «намекая», что и в браке Мейрав не все было благополучно. Комментаторы говорят, что она вышла замуж без разрешения отца, будучи помолвлена с Давидом. Более распространено мнение, что отец сам выдал ее замуж, хотя она фактически уже была посвящена Давиду, так как царь Шауль считал, что кидушин с Давидом не состоялись (см. в тексте подробнее, в чем были разногласия между Давидом и Шаулем по этому вопросу).
Кроме того, мудрецы доносят до нас предание о том, что Мейрав рано умерла, оставив пятерых детей. Михаль вырастила их, и в заслугу этого Писание именует ее их матерью. Примеров такого отношения Танаха мы находим немало — то же было сказано о Батье, дочери фараона, вырастившей Моше, то же — о Наоми, вырастившей сына Рут, и, по мнению Ибн-Эзры, это же относится к Шеальтиэлю, вырастившему Зерубавеля. Сфорно в нескольких местах, комментируя Тору, пишет, что тот, кто растит ребенка, называется «родившим» его, возможно, из-за тяжести этого процесса. Так он объясняет и проклятие, полученное Хавой — «… в муках будешь рожать детей» (Берейшит 3:16). То есть, не просто будешь мучиться при родах, а еще и хлебнешь горя, пока удастся вырастить детей людьми…
Интересно, что мудрецы отразили это и в Законе. Рамо в Хошен Мишпат (42:15) цитирует Агаот Маймониёт: если тот, кто вырастил сироту, называет его в официальных документах «мой сын», или, наоборот, тот называет его «мой отец», эти документы действительны[2].
Автор книги Мишбецот Заав на Танах подмечает, что эта мысль — о том, что предоставляющий человеку кров и пищу как будто дает ему жизнь, — как раз является темой отрывка, который Вы привели. Гивоним требовали от царя Давида отмщения на самом деле не за убитых — этих людей никто не убивал, как объясняют мудрецы. Все, что причинил им царь Шауль, — это лишение заработка. Тем не менее, это было приравнено к убийству. Ну, а если таков подход к дурным деяниям, то тем более он должен быть таковым к добрым делам, по правилу «Мера добра преобладает над мерой наказания» (Сота 11а).
С уважением, Овадья Климовский
[1] К чести Палти следует заметить, что, как ни велико было его желание воспользоваться оправданием, которым руководствовался Шауль, отдавая ему Михаль, он не прикасался к ней все время, что она находилась под его кровом.
[2] Для применения подобных законов на практике следует глубоко изучить материал, так как здесь существуют некоторые тонкости, из-за которых документы все же могут и не признать действительными, см. Питхэй Тшува.
Читайте:
Всевышний Сам Себе противоречит?
Без Устной Торы Письменная Тора оставалась бы закрытой книгой…
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Бенцион Зильбер
В каком случае грехи отца ложатся на сына? А на дочь?
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Моше Пантелят
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Яков Шуб
Зачем Б-г создал землю?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его