По обычаю, в вечер субботы, выпадающей между рождением младенца и его обрезанием, после первой субботней трапезы, друзья и знакомые навещают родителей новорожденного, чтобы пожелать им “Мазаль тов”. Этот обычай называют “Шлом зохор – שלום זכר ” и, по понятным причинам, участвуют в нём только те, кто может дойти пешком.
В чём смысл обычая “шлом зохор” ? Мне кажется, что его главная цель – спустить Б-жественное благословение в надвигаюемся великом событии – введении новорожденного в Союз Авраама, обрезании, которое символизирует особую связь еврейского народа со Всевышним.
Предстоящая младенцу процедура совсем не проста. Как и в простом практическом смысле – всё-таки хирургическая операция, тем более, что привычные нам антисептические средства появились не так уж давно. Так и в духовном аспекте – войдя в Союз Обрезания, человек оказывается на очень высокой духовной ступени – не зря Тора заповедует делать обрезание на восьмой день, восемь – число по-еврейски “трансцендентное”. В природе есть много сил, которые могут помешать резкому взлёту. Без помощи “сверху” делать обрезание опасно. Наверное поэтому и возник обычай, что приходят много людей, благословляют новорожденного и молятся об успехе.
Почему в Субботу? Во-первых, чисто практически, в это время все находятся дома и не заняты. Во-вторых, в духовном аспекте, Суббота называется источником благословений. В этот день, вырвавшись из под бремени будничных дел, мы становимся ближе к Б-гу и нам легче получить от Него то, что Он всегда хочет нам дать: благополучие, здоровье, радость, духовный рост. Надо только на минутку (на один день) остановиться и протянуть Ему руку.
Итак, каждый желающий новорожденному и его родителям “мазаль тов” повышает его духовный кредит, особенно если он это делает в Субботу. Однако, зачем нужно специально идти к ним домой, казалось бы, достаточно встретить отца в синагоге, на первой субботней молитве? Есть в Гемаре место, где р. Хия описывает, как можно сделать, чтобы человек учил Тору и не забывал её. Он говорит примерно так: “Я посею лён, сделаю из него верёвки, из них сделаю сеть, поймаю оленя, мясо его отдам бедным, из шкуры его сделаю пергамент, напишу на нём Книгу Торы. И тот, кто будет учиться по этой Книге, никогда Учение не забудет. Великий рав Нафтали Цви Йеуда Берлин объясняет эту Гемару так. Конечно, чтобы написать кошерную Тору, не нужно самому ловить оленя и, тем более, сеять лён. Однако, нам нужна Книга Торы, обладающая особыми сверхъестественными свойствами – ведь по природе вещей человеку свойственно забывать. Свойство “надприродности” называется у нас “святость”. Чем больше усилий человек приложит, тем большей святости он сможет достичь. Это общее правило действует и в нашем случае. Чтобы получить Б-жественную помощь и благословение, нужно приложить усилия. И поэтому мы специально встаём (после трапезы!), одеваемся и идём. И каждое наше движение добавляет нашим добрым пожеланиям чудодейственной силы.
И напоследок, вот уж мы туда дошли, давайте пожелаем им все что нужно пожелать и пойдём спать. Однако принято сначала что-то съесть. Это-то зачем, ведь только что закончилась субботняя трапеза? Дело в том, что совместная еда создаёт между людьми духовную связь. Гемара рассказывает, что люди высокого духовного уровня никогда не участвовали в трапезе, в которой участвовали незакомые им люди. И это ещё одно важное правило: благословления или молитва, сказанные одним человеком, действительно помогут другому только если есть между ними духовный канал. Такой канал и открывается этими несколькими пирожками и орешками.
Я попытался показать, что за чередой мелких, казалось бы, действий, стоит глубокий смысл...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»