Темы: Земля Израиля, Еврейский закон, Убийство, Смертная казнь, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуй, уважаемый раввин. У меня есть несколько вопросов, касаемых Пятикнижия. Насколь мне известно, Господь дал народу Израиля 10 заповедей, одна из которых — не убей. Но тогда почему же Он приказал евреям уничтожить абсолютно всех жителей Ханаана (включая женщин, детей, стариков и т.д.)? Не идёт ли этот приказ Всевышнего вразрез с Его заповедью «не убей»?
Я бы даже усугубил Ваш вопрос. С одной стороны, написано «не убий». С другой стороны, даже для самих евреев еврейский закон подразумевает четыре вида смертных казней за разные преступления!
В чём же дело?
Давайте откроем Тору (желательно, оригинал, а не перевод на греческий, например, или церковно-славянский), и посмотрим, что там написано…
Заповедь «Не убий» звучит лё тирцах. Комментарий Рашбама объясняет, что слово рэцах означает бессмысленное убийство. Справедливая казнь или убийство врага на поле боя именуется арига, и его Вс-вышний вовсе не запретил, а, наоборот, в определённых случаях даже заповедал. Например, тот, кто умышленно убил ближнего, подлежит смертной казни. Здесь надо заметить, что по еврейскому закону подобный приговор может быть вынесен только большим судом, состоящим как минимум из 23 человек, и даже в таком суде придти к смертному приговору неимоверно трудно. Однако Тора не призывает к непротивлению злу и пацифизму. Есть мицва (заповедь) искоренить зло из среды общества.
Что касается семи народов, надо заметить, что захват земли Кнаан, которую семь народов до этого завоевали у потомков Шема, был морально оправданным. Так сказано в самом первом комментарии Раши на Пятикнижие (Брейшис 1:1): «Сказал раби Ицхак: “Надлежало бы начать Тору со (стиха) Этот месяц для вас — глава месяцев (Шмот 12, 2), который является первой заповедью, данной (сынам) Исраэля. Почему же (она) начинается с Брейшис (с сотворения мира)? Потому что силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен (Тэилим 111, 6). Ибо если скажут народы мира Исраэлю: Разбойники вы, захватившие земли семи народов, то (сыны Исраэля) скажут им: Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам”».
Кроме того, народы, жившие в земле Кнаан, грешили, а земля эта отличается тем, что грешников не терпит. Поэтому евреи тоже, в конце концов, были изгнаны из Земли Обетованной.
Само же завоевание вовсе не носило форму геноцида, как это может показаться. В Талмуде (Йерушалми, трактат Швиис, 6 гл., 1 закон, см. также Маймонид, Йад а-Хазака, книга Судей, законы Царей, гл 6, закон 5) написано, что прежде чем войти в землю Кнаан, Йеошуа бин-Нун три раза рассылал письма во все государства земли, предлагая им разные варианты мирного разрешения назревающего конфликта. Правда, большинство государств предпочли вооружённое сопротивление мирному решению. А гивонитяне пошли на обман. Заметьте, что евреи выполнили условия договора с ними, несмотря на то, что он был достигнут обманным путём.
В заключение надо заметить: Маймонид пишет, что в наше время от этих народов ничего не осталось, они полностью ассимилировались в результате политики правителя Вавилонии Санхерива, который смешал народы, переселив их на чужие земли. Так что даже когда придёт Машиах, уничтожать семь народов нам не придётся.
С уважением, Набутовский Берл
Читайте: Смерть террористам?
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний дал законы, которые не могут быть исполнены?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Давид Россоф
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Овадья Климовский
Тамар должны были заклеймить, а не сжечь?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его