Темы: Суббота, Яков Шуб, Музыка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом Аллейхем! Почему в шаббат нельзя играть на музыкальных инструментах? Распишите подробно…
Большое спасибо за Ваш вопрос. Мишна (Бейца 36 б) говорит, что мудрецы запретили хлопать в ладоши и танцевать в Шаббат и йом-тов (праздник). Причина запрета: эти действия могут привести человека к тому, что он захочет аккомпанировать себе и начнет настраивать для этого музыкальные инструменты. Настройка музыкальных инструментов, в свою очередь, является маке бэ-патиш («завершающим ударом»), одной из 39 работ, запрещенных в субботу Торой. Поэтому запрещено в Шаббат играть на музыкальных инструментах — это может привести к тому, что человек начнет их настраивать (Шулхан Орух 338:1).
В некоторых общинах «облегчают» и разрешают в субботу хлопать в ладоши и танцевать. Кроме того, разрешено хлопать в ладоши и танцевать во время Симхат Тора или ради исполнения любой другой заповеди. Причина разрешения: в наше время настраивать музыкальные инструменты умеют только специалисты (Рамо 329:3, Мишна Брура 329:8). Но это «облегчение» касается только танцев и хлопанья в ладоши, запрет играть на музыкальных инструментах в любом случае остается в силе (Мишна Брура 329:8).
Кроме того, в Геморе (Эйрувин 104:1) обсуждается вопрос, можно ли в субботу извлекать звуки с помощью различных предметов. По первому мнению, в субботу запрещено извлекать любые звуки, в том числе стучать в дверь. Причина запрета та же: в конце концов, это может привести к настройке музыкальных инструментов. По второму мнению, запрещено извлекать только звуки в определенном ритме или таким образом, чтобы они составляли мелодию. Шулхан Орух (328:1) принимает второе мнение.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Царь Давид играл в субботу на музыкальных инструментах?
Суббота — день тотального запрета на настоящую жизнь?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Корни настоящей еврейской музыки находятся в храмовых песнопениях. И канторское пение, и хасидские напевы отличаются многообразием и богатством форм.
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Из цикла «Беседы о музыке»
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Музыка и религиозное мироощущение
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его