Темы: Скромность, Пикуах нефеш, Скромность в одежде, Яков Шуб, Оружие
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСпасибо Раву Шубу за полный ответ Можно ли мне носить оружие?. Мой вопрос ам ареца — если оружие не одежда, почему женщине запрещено носить (в будни)? пс: на мой взгляд это предложение не звучит правильно, хотя так говорят: это причины, по которым Рав Йосеф Шалом Элияшив шлита (ч. 3:51) и Орхот Шаббат (28:188) запрещают носить оружие в шаббат. Что такое часть 3:51 в Рав Йосеф Шалом Элияшив шлита? Или названия книг, или имена авторов.
Уважаемый реб Йегуда, большое спасибо за Ваши полезные замечания. Что касается Вашего вопроса, то на самом деле Вы задаете очень интересный и правильный вопрос. А именно: если мы утверждаем, что оружие запрещено носить в Шаббат в месте, где нет эйрува, значит, оно не является ни частью одежды, ни украшением. Тогда почему же женщинам запрещено носить оружие даже в будний день — в качестве мужской одежды?
Для начала отметим, что в тексте Торы (Дварим 22:5) существует небольшое различие между запретом женщине надевать мужскую одежду и запретом мужчине надевать женскую одежду: «Да не будет мужских вещей на женщине, и да не надевает мужчина одежды женской, ибо мерзок перед Вс-вышним, Б-гом твоим, всякий делающий это». Таргум Онкелус также подчеркивает это различие и переводит: «Да не будет мужских вещей на женщине» — «да не будет мужского оружия на женщине». Так же объясняется этот стих и в Геморе Нозир (59а): гемора спрашивает, откуда нам известно, что женщине нельзя носить оружие и выходить на войну. И отвечает: сказано «Да не будет мужских вещей на женщине».
Сефер а-Хинух (мицва 542) также говорит, что в этом стихе речь идет о запрете ношения оружия женщиной, т.к. оружие является чисто мужским аксессуаром. И отсюда делают вывод, что женщине также запрещено надевать мужскую одежду. Итак, мы видим, что запрет женщине надевать мужские вещи гораздо шире, он не ограничивается одной одеждой, а распространяется на все мужские аксессуары, в том числе, оружие. И запрет мужчине «надевать женскую одежду» не ограничивается одеждой, а распространяется на ношение женских украшений, окрашивание волос и т.п. Подробнее эти законы рассматривает Рамбам (Законы идолопоклонства 12:9—10) и Шулхан Орух (Йорэ Дэа 182).
В Геморе Нозир (59а) приводится спор о причине данного запрета. По первому мнению, запрет существует только в том случае, если, например, женщина надевает мужскую одежду с целью находиться среди мужчин. В соответствии с этим мнением Раши комментирует этот стих в Торе. Второе мнение утверждает, что запрещено само ношение одежды противоположного пола, т.к. это является своего рода подвидом развратных действий, даже если целью его не является находиться среди лиц противоположного пола. Рамбам и Шулхан Орух придерживаются второго мнения.
Интересно, что в качестве примера соблюдения этого запрета Раши (на Гемору Нозир 59а) приводит историю с Сисро и Яэль (Шофтим 4). Сисро, кнаанский военачальник спасается бегством после поражения от Деворы и Барака. Яэль заманивает его в свой шатер, поит молоком, он засыпает, и Яэль убивает его колом от шатра. Сказано, что Яэль использовала такой странный вид оружия именно потому, что женщине запрещено носить обычное оружие. Данное объяснение приводится также в Ялкут Шимони и Таргум Йонотан бэн Узиэль на Шофтим.
На первый взгляд, может показаться, что запрет является настолько строгим, что даже в ситуации опасности для жизни, как в истории с Яэль, нарушать его нельзя. Однако Рав Мойше Файнштейн (Игрот Мойше ОХ 4:75) и Рав Овадья Йосеф (Йехавэ Даат 5:55) объясняют, что поскольку Сисро очень устал и к тому же был пьян, то спал очень крепко и опасности для жизни Яэль не существовало. Однако в ситуации, где действительно существует опасность для жизни, носить оружие разрешено даже женщинам.
В отношении Вашего верного замечания. Имеется в виду Рав Йосеф Шалом Элияшив шлита, сборник ответов, написанных им лично, Ковец Тшувот (ч. 3:51); Рав Шалом Йосеф Гелбер шлита и Рав Ицхак Мордехай Рубин шлита в книге Орхот Шаббат (28:188).
Еще раз благодарю за уместные замечания и интересный вопрос.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Книга Шофтим
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Неизвестный автор
Полицейский производит обыск раввина для обнаружения скрытого оружия.
Мирьям Климовская
Не считаете ли Вы, что это пережиток прошлого?
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Мира Вайсбин
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Неизвестный автор
Военный с пулеметом «Брен».
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?