Темы: Суббота, Опасность, Пикуах нефеш, Яков Шуб, Оружие
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Мой вопрос связан с запретом оцаа (вынесения предметов из одного «владения» в другое) в шаббат и ношением оружия (пистолета). Обычно я ношу оружие постоянно. Насколько реальна угроза жизни, судить трудно, т.к. совершенно безопасных мест на Земле нет. Кто-то безопасно живет рядом с арабами в поселениях, а кто-то может пострадать от грабителей в элитном районе. Поэтому считаю, что человек должен делать максимально возможное для своей безопасности, где бы ни жил. Оружие носится обычным способом, на поясе, и, поскольку ношу я его постоянно, оно привычно, как часть одежды. Мы живем рядом с лесом, в котором есть дикие звери, и любим там гулять в свободное время, но только с оружием. А из опасения нарушить запрет оцаа я не ношу его в шаббат, и семья лишается удовольствия прогулки по лесу. Ну и по пути в синагогу примерно 4—5 минут нужно идти через лес (иначе путь удлинится на 20 минут, а он и так занимает 40-45). Буду благодарен за разъяснения. Спасибо.
Большое спасибо за интересный вопрос. На самом деле его можно разделить на три части.
Попробуем разобрать по порядку данные вопросы.
Рассмотрим несколько моментов, из-за которых, на первый взгляд, в Вашей ситуации можно было бы разрешить ношение оружия. В Геморе Шаббат (58а) сказано, что рабу разрешено ходить в Шаббат с печатью о принадлежности хозяину, если она висит у него на шее или прикреплена к одежде. Один из ришойним (комментаторов раннего периода), Ор Заруа (84:3) объясняет: это разрешено потому, что раб всю неделю носит такую печать, поэтому она как будто становиться частью его одежды. На этом основании он также разрешает евреями выходить с зелеными кругами (своего рода желтые звезды) — носить их местные власти обязали всех евреев. Этот закон приводится у Рамо (301:23). И Мишна Брура (301:83) приводит упомянутое объяснение Ор Заруа: вещь, которую обычно постоянно носят в течение недели, становится частью одежды. Похожее объяснение Мишна Брура дает и другому закону, который приводится в Шулан Орухе (301:19): о том, что узникам разрешено выходить в кандалах. Мишна Брура (301:69) говорит: поскольку узник обычно ходит так в течение всей недели, кандалы являются для него как бы частью одежды.
На этом основании (вещь, которую постоянно носят в течение всей недели, становится частью одежды) некоторые галахические авторитеты хотели разрешить ношение ручных часов в месте, где нет эйрува (Игрот Мойше 1:111). Ведь обычно человек носит часы целый день, а иногда не снимает их даже на ночь. Кроме того, часы одеваются прямо на тело и многие люди носят их так, поэтому часы можно рассматривать как часть одежды, и они «второстепенны» по отношению к телу.
Другие галахисты спорят с этим, утверждая, что часы не похожи на печать раба, зеленые круги и кандалы, упомянутые выше. По их мнению, только те вещи, которые являются знаком для человека и определяют его статус каким-то образом, такие, как печать для раба или зеленые круги для евреев, можно рассматривать как часть одежды. Кроме того ношение их как части одежды было предписано указами местных властей. В отношении кандалов можно сказать, что их назначение — не дать арестованному быстро передвигаться (т.е. в данном случае они «необходимы для тела человека»), и, хотя сам человек не заинтересован в этом, поскольку он обязан носить их, можно рассматривать их как часть одежды.
Часы же не являются знаком и не определяют статус человека, их носят по собственному желанию. И они не являются «необходимыми для тела человека», а выполняют побочную функцию — показывают время. По мнению этих галахических авторитетов, разрешено носить только такие часы, которые человек не снимет, даже если они остановятся — поскольку они выполняют для него функцию украшения.
Об оружии можно сказать то же самое: оно не является знаком, не определяет статус человека, его носят по собственному желанию, и оно не является «необходимым для тела человека». Кроме того, даже те, кто разрешает ношение часов, очевидно, согласятся с тем, что ношение оружия запрещено. Во-первых, поскольку часы используют, не снимая с руки. А пистолет, чтобы его использовать, необходимо вынуть из кобуры. Во-вторых, многие люди носят часы, а оружие большинство гражданских людей не носит.
Кроме того, невозможно рассматривать оружие как украшение. Может быть, можно воспринимать так оружие военных или полицейских, для которых оно является частью обмундирования. Это причины, по которым Рав Йосеф Шалом Элияшив шлита (ч.3:51) и Орхот Шаббат (28:188) запрещают носить оружие в шаббат.
Получается, таким образом, что в ситуации, когда не существует угрозы для жизни, оружие носить запрещено, даже если человек обычно носит его в течение недели, и даже если носит его на поясе.
Очевидно, в такой ситуации у Вас также будет схар псийот (особая награда человеку, который идет более долгим путем), подобно тому, что говорит Мишна Брура (90:37): если есть в городе две синагоги, лучше ходить в дальнюю, т.к. за это он получает схар псийот.
С уважением, Яков Шуб
Смотрите и слушайте: Эрув. Запрет оцаа
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Неизвестный автор
Полицейский производит обыск раввина для обнаружения скрытого оружия.
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Неизвестный автор
Военный с пулеметом «Брен».
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?