Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Моше «улучшил» заповедь Всевышнего?

Темы: Моше, Йеошуа бин Нун, Заповеди, Тфилин, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом Рав и Шавуа Тов))

Помогите, пожалуйста, разобраться с вопросом по Торе.

Написано в Книге ЧИСЛА, Недельный раздел Пинхас. Отрывок: «Иеhошуа — приемник Моисея» 27:18 и 27:22.

/18/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: «ВОЗЬМИ СЕБЕ ЙЕhОШУА, СЫНА НУНА, ЧЕЛОВЕКА, СИЛЬНОГО ДУХОМ, И ВОЗЛОЖИ НА НЕГО РУКУ ТВОЮ».

/23/ И ВОЗЛОЖИЛ РУКИ СВОИ НА НЕГО, И ДАЛ ЕМУ УКАЗАНИЯ, КАК ГОВОРИЛ БОГ ЧЕРЕЗ МОШЕ.

Как видно из приведенных отрывков, Моше не выполнил указание Ашема В ТОЧНОСТИ, он сделал иначе.

Известные комментаторы объясняют это следующим образом:

Раши:

23. «И возложил он руки свои»

Великодушно и более того, чем ему было велено, ибо Святой, благословен Он, сказал ему: «И возложи твою руку», а он исполнил обеими руками и превратил его в сосуд, полный доверху, щедро наполнив его своей мудростью [Сифре].

Сончино:

23. «И возложил руки свои на него Моше»

Всевышний повелел возложить руку на голову Йеhошуа в момент посвящения его (см. стих 18). Но Моше добавляет к той минимальной заповеди, которую он должен был исполнить, и кладет на голову своего ученика обе руки. Тем самым он показал, насколько сильным было его желание, чтобы человек, который придет ему на смену, справился с возложенными на него задачами (Мидраш). Моше не был похож на тех людей, которые страстно желают, чтобы их преемник терпел неудачу за неудачей, доказывая тем самым, что лучшего руководителя, чем его предшественник, никогда не было и быть не может.

Оба комментатора отвечают на вопрос о том, что побудило Моше поступить иначе, чем ему было велено Ашемом, то есть, по сути, нарушить указание.

Если именно так надо было бы поступить, как поступил Моше, непонятно, почему Ашем велел ему сделать иначе.

Тора описывает несколько случаев, когда отступление от точного исполнения повеления Ашема повлекло большие суды (например, известный случай со скалой и другие). И в наше время мы не прибавляем к тому, что нам предписано, например не повязываем два тфиллина одновременно.

Известно, что любой стих Торы (и даже любая буква) имеют разные уровни значений, от простого до скрытого. Поэтому хочу разобраться с этим (уверен, кажущимся) противоречием основательно.

Вопрос: как объяснить это противоречие — в указании Ашема и действиях Моше. Именно само противоречие, а не побудительные мотивы поступка Моше.

Хаим Таль, Одесса

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Хаим!

Вы задаете очень глубокий вопрос, ответ на который требует некоторого вступления. Существует множество споров между мудрецами, каковы границы действия запрета «не прибавляй». Действительно, надеть два тфиллина[1], или добавить к четырем отрывкам, вкладываемым в тфиллин, пятый и т.п. — это яркие примеры нарушения запрета. С другой стороны, мы знаем, что мудрецы добавили к Законам Торы многочисленные ограничения и устрожения. А Адама, первого человека, Всевышний строго наказал, вроде бы, за то же самое. Ведь Адам всего лишь хотел отдалить свою жену (да и себя самого) от греха, и поэтому к запрету есть плод прибавил запрет прикасаться к дереву. Ответ напрашивается сам собой — Адам не должен был выдавать собственное установление за заповедь Б-га. Если бы Хава знала, что это «раввинское постановление», а не Б-жественное, Змею не удалось бы её обмануть. Так комментирует это место Виленский Гаон.

Однако есть вещи, которые даже с оговоркой, что это только постановление мудрецов, предписывать всё же нельзя (по некоторым мнениям). И тут мы подходим к сути Вашего вопроса. Действительно, чтобы знать, как правильно поступить — где можно прибавить что-то «от души» к повелению Торы, а где нет, — надо хорошо знать Тору. Не зря мудрецы говорили, что малограмотный человек не в состоянии стать благочестивым. Общее правило таково: если мы узнали из Торы, что именно радует Творца (не побоимся этого слова, ведь сама Тора употребляет его по отношению к Всевышнему), то именно это и будем делать — чем больше, тем лучше. Например, царь Давид в Псалмах говорит: милосердие Его на всех творениях. Поэтому мы и стараемся проявлять милосердие к другим, и даже к животным, зная, что это приятно Всевышнему. И мы не будем каждую минуту проверять — больше мы сделали, чем предписывает строгий Закон, или нет.

Но прибавить что-либо к уже установленной и ограниченной чёткими рамками заповеди нельзя, т.к. сделав больше, мы не сделаем в результате ничего, обессмыслив свои действия. Добавив, например, к тфиллину пятую часть, мы превратим его во что-то принципиально отличное от предмета той заповеди, которую дал Б-г. Тем более, если, не понимая до конца смысл заповедей, мы начнём вносить свои «улучшения и добавления», которые могут привести к пренебрежению оригиналом. Например, если мы начнём, не спросив мудрецов, устанавливать праздники по своему усмотрению, это принизит значение данных Торой настоящих Йамим Товим.

Моше рабейну, хорошо зная Тору, понимал: Всевышний желает, чтобы люди любили друг друга и делились с другими тем, что у них есть. При этом, повелевая возложить руку на Йеошуа, Б-г не дал ему никаких специфических ограничений, опасаясь нарушить которые, Моше должен был бы придерживаться «буквы» приказа. Если бы Он сказал, допустим, «возложи на него левую руку», можно было бы думать, что существует необходимость поступить в точности так, как сказано. Но Всевышний просто велел Моше: «возложи руку» — это минимум заботы о своём преемнике, которую ты обязан проявить. Моше же, исходя из сказанного, не поскупился…

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Йеошуа бин-Нун

[1] На самом деле, есть у некоторых евреев традиция одевать два тфиллина одновременно, на основании сказанного в трактате Менахот, что на голове есть место как раз для двух. Но это не одинаковые тфиллин — одна пара сделана в соответствии с мнением Раши, а другая — с мнением рабейну Тама.

Материалы по теме


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше