Темы: Кадиш, Траур, Йорцайт, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый рав!
Спасибо за ваш сайт и за то, что вы отвечаете на вопросы!
Я хочу спросить насчет кадиша.
Мы религиозные, живем в абсолютно «русском районе». Здесь много одиноких пожилых людей, да продлит Вс-вышний их дни. И мы с мужем хотели бы организовать что-то вроде гмах кадиш. В связи с этим у нас возникло несколько вопросов.
Можно ли вообще такое делать?
За давно умерших родственников можно читать кадиш? Или 11 месяцев после смерти, ле алейну, и все, поезд ушел, как говорится? За давным-давно умерших прабабушек?
Или, может, этим вопросом должны заниматся родственниеи умерших, а если не говорят (мало ведь кто из выходцев из СНГ в бейт кнесет будет ходить) — то это наказание для их душ?
Если это все можно — то не получится ли это все как у христиан, ле авдиль, которые заказывают молитвы и сами ничего не делают?
Если кто-то умер и, допустим, остались только женщины, то женщины платят кому-то, чтобы тот говорил. Сколько нужно платить? И обязательно ли это (тут ведь «русские», еще подумают, что заработать захотели)? Может ли один человек за много людей говорить?
Заранее спасибо! Таль
Уважаемая Таль!
Думаю, что это хорошая мысль — делать хэсэд для души умерших, за которых некому говорить Кадиш. Понятно, что если есть сын, то Кадиш сына — это совсем другое, и даже если сын ощущает, что он не всегда сможет говорить Кадиш и заказывает Кадиш, всё-таки он должен постараться по своей возможности читать его.
Поским (галахисты) пишут, что лучше Кадиш за плату, чем без платы. Это и большее участие самих родственников, и большая обязательность того человека, который произносит Кадиш.
Может ли один человек говорить Кадиш за нескольких умерших? Рав Моше Файнштейн зацал пишет, что человек может говорить Кадиш за количество людей, соответствующее количеству Кадишей, которое он произносит в день. Но это — при условии, что те люди, которые у него заказывают Кадиш, об этом знают. Например, кому-то заплатили, чтобы он говорил Кадиш, и он говорит за нескольких людей. А кто-то заплатил и имел в виду, что этот человек читает Кадиш только за того, за кого он попросил, — это как обман.
По еврейскому обычаю читают Кадиш 11 месяцев (некоторые читают 12 месяцев), а затем читают Кадиш только в Йорцайт. Не слышал о времени, после которого уже не читают Кадиш в Йорцайт.
Принято учить Мишнаёт за души умерших в первые 12 месяцев и в Йорцайт, и это не менее важно, чем Кадиш (интересно, что в слове мишна те же буквы, что и в слове нэшама — «душа»). Можно учить разные Мишнаёт, слава Б-гу, сейчас есть несколько трактатов Мишнаёт, переведённых на русский язык. Пиркей Авот — тоже мишнаёт, и их можно учить за души умерших.
С уважением,
Бен-Цион Зильбер
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Годовщина смерти (по еврейскому календарю)
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Бенцион Зильбер
Нужно ли зажигать свечу? Можно ли работать?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Яков Шуб
Что рассказал Раби Йоханану бен-Закай человек, собиравший дрова?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Имеет ли значение, если человек похоронен за границей?
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Траур по умершему родственнику»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его