Темы: Христианство, Кашрут, Еврейская история, Инквизиция
«Свиноеды» (Чуэтас) или Individuos de la calle («Народ гетто») — так называли тайно верующих евреев о-ва Майорки. Преданные в глубине души иудаизму, они вели себя на людях «как добрые христиане» и ели свинину[1]. Происхождение второго названия понятно. Местные жители относились к «народу гетто» как к презренной расе. К ним боялись подойти близко; даже на кладбище им было отведено особое место.
Когда в 1488 году на Майорке был учреждён суд инквизиции, он объявил всеобщую амнистию. Амнистия была дарована также евреям, просившим прощения за отступничество. После уплаты крупного штрафа до 680 человек были приняты обратно «в лоно церкви». Однако позже тайных евреев начинают предавать сожжению. С 1509 по 1679 год публично сжигались тайные евреи. В 1679 году была раскрыта тайная синагога, несколько сот «свиноедов» были осуждены на пожизненное заключение.
Группа «свиноедов», считавшихся богатейшими людьми Пальмы, решили покинуть «Золотой Остров». Они наняли для этого английский корабль, но неблагоприятный ветер заставил их вернуться обратно. Беглецы были посажены в тюрьму. В 1691 году более пятидесяти человек были задушены и затем сожжены на костре. В их числе был «превосходный раввин» Рафаил Вальс и его преданный ученик с сестрою.
Страдания мучеников были воспеты трубадурами Майорки; эти песни ещё пели незадолго до первой мировой войны. Портреты мучеников были повешены в доминиканском монастыре, а в 1755 году был опубликован список имён тех, кто был казнён или подвергся конфискации имущества за период с 1645 по 1691 годы. Только после обнародования королевского декрета 1782 года положение «свиноедов» несколько улучшилось: им было разрешено жить на всех улицах города Пальмы, служить в армии и флоте и занимать государственные должности. В 1857 году была издана книга, направленная против «свиноедов», но последние скупили все экземпляры этого сочинения. Потомки «свиноедов» в девятнадцатом веке именовались так же, как их предки в четырнадцатом, и занимали видное место в местной промышленности, науке и политике острова Майорка.
Напомним, что употребление евреями свинины в пищу запрещено Торой. Однако это разрешается, если это нужно для спасения жизни.
Статьи по теме:
[*] «Chuya», уменьшительное «chueta».
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»