Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Кадиш, Раби Шломо Ганцфрид, Траур, Почитание родителей
1. В Мидрашах приводится множество историй, в которых рассказывается, что из-за Кадиша, который читал сын по отцу или по матери, они спасались от Страшного Суда; поэтому есть обычай произносить Кадиш, а также читать Мафтир и молиться в качестве хазана, особенно на исходе Шаббат, потому что в это время души возвращаются в Гехином, и также в вечернюю молитву, когда муки Гехинома усиливаются. И относительно Кадиша есть много различий в законах, связанных с разницей в обычаях.
2. Соблюдающий первые семь дней траура, неважно, несовершеннолетний он или взрослый, член ли он этой общины или гость — он читает все1 Кадиши и не уступает никому из соблюдающих траур. И даже если среди этих семи дней оказался праздник, после которого законы семи дней траура больше не соблюдаются, и также если праздник выпал среди тридцати дней траура, после чего законы тридцати дней также не соблюдаются — по отношению к Кадишу и семь, и тридцать дней продолжаются. И также по отношению к Кадишу не действует правило: «Часть дня засчитывается за весь день». Так что даже в Минху седьмого дня он имеет право читать все Кадиши.
Эти семь и тридцать дней отсчитываются от дня похорон. И даже если соблюдающий траур не узнал о смерти отца или матери вовремя и соблюдает семь дней траура с момента, когда узнал об этом — тем не менее по отношению к Кадишу эти дни не считаются семью днями траура. И также, если смерть произошла в праздник, для Кадиша семь дней отсчитываются от дня похорон.
3. Если в синагоге присутствует также человек, у которого сегодня йорцайт (годовщина смерти отца или матери), то, если соблюдающий семь дней траура — несовершеннолетний, который ходит в синагогу все семь дней, тогда тот, у кого йорцайт, имеет право прочесть один Кадиш. А если сегодня у нескольких людей йорцайт, каждый из них имеет право на один Кадиш, даже если несовершеннолетнему, соблюдающему семь дней траура, не останется ни одного.
Если же в синагоге присутствует соблюдающий тридцать дней траура, он также имеет право2 на один Кадиш. Но если присутствуют несколько соблюдающий тридцать дней, из-за них несовершеннолетний, соблюдающий семь дней, не может быть лишен всех Кадишей до одного.
Если же соблюдающий семь дней траура — взрослый, который не ходит в синагогу все семь дней траура, несмотря на то, что дома он молится в миньяне, то, приходя в синагогу, он имеет право на все Кадиши. А если в синагоге присутствует человек, у которого сегодня йорцайт — соблюдающий семь дней все равно произносит все Кадиши, кроме одного, вопрос о котором решается жребием. Но в том случае, если он из-за праздника не соблюдает больше семи дней траура, или если отец его умер в праздник — закон его таков же, как и закон несовершеннолетнего, поскольку он также может приходить в синагогу каждый день.
4. Двое соблюдающих семь дней траура — несовершеннолетний и взрослый, приходя в синагогу в Шаббат, имеют равные права на Кадиши. А если есть в синагоге человек, у которого сегодня йорцайт, его право на Кадиш аннулируется правом взрослого. И поэтому в этом случае взрослый имеет право произнести на один Кадиш больше — тот самый Кадиш, который несовершеннолетний должен был бы уступить тому, у кого сегодня йорцайт.
5. Тот, у кого сегодня йорцайт, а также соблюдающий тридцать дней траура имеют преимущественное право на Кадиш по сравнению с остальными соблюдающими траур, которые соблюдают законы года траура. Но тем не менее, они должны предоставить и им также возможность прочесть какие-либо Кадиши. И следует установить, чтобы Кадиш де-Рабанан, а также Кадиш, читаемый после «Алейну», читали отмечающие йорцайт или соблюдающие тридцать дней траура, а остальные Кадиши читали бы остальные соблюдающие траур, если они есть, по числу Кадишей3.
6. Если в синагоге есть человек, у которого сегодня йорцайт, и соблюдающий тридцать дней траура — в случае, если на них хватает Кадишей с избытком, соблюдающий тридцать дней имеет преимущественное право на Кадиши, а тот, у кого йорцайт, имеет право только на один Кадиш. А если сегодня у нескольких людей йорцайт — каждый из них имеет право на один Кадиш, даже если соблюдающему тридцать дней не останется ни одного, поскольку он прочтет все Кадиши завтра, а тот, у кого йорцайт, если не скажет их сегодня, пропустит время.
7. Если есть двое соблюдающих траур в одинаковом положении, пусть бросят жребий, и тот, кто по жребию уступит другому право читать Кадиш в вечернюю молитву, получит вместо этого один Кадиш в утреннюю без всякого жребия, а по поводу оставшегося третьего Кадиша пусть бросят жребий. И также есть несколько соблюдающих траур в одинаковом положении — пусть бросают жребий, и получивший Кадиш по жребию больше не участвует в жеребьевке, пока не прочтут все остальные1.
8. Член местной общины имеет преимущественное право читать Кадиш перед гостем (если тот соблюдает не семь дней траура). Если в синагоге присутствует член местной общины, у которого сегодня йорцайт, и гость, у которого также йорцайт — гость не имеет права ни на один Кадиш1.
Если в синагоге присутствует член местной общины, соблюдающий тридцать дней или год траура, и гость, у которого йорцайт — гость имеет право на один Кадиш4. Если же присутствуют члены местной общины, у одного из которых йорцайт, а другой соблюдает тридцать дней траура, и гость, у которого йорцайт — гость также имеет право на один Кадиш, и член местной общины, у которого йорцайт, не имеет права сказать ему: «Я имею преимущество перед тобой!», поскольку тот может возразить ему: «Я претендую не на твой Кадиш, а на тот, который положен соблюдающему тридцать дней!». И пусть член местной общины, у которого йорцайт, скажет первый Кадиш, а гость, у которого йорцайт — второй, а соблюдающий тридцать дней — третий.
9. Гость, соблюдающий тридцать дней, и член местной общины, соблюдающий год траура, имеют равные права на Кадиш.
10. Если в синагоге присутствуют член местной общины, у которого сегодня йорцайт, и гость, соблюдающий тридцать дней траура — местный житель имеет право произнести первый и второй Кадиши, а гость, у которого йорцайт — третий.
11. Если в синагоге присутствует гость, соблюдающий год траура, он имеет право сказать один из тех Кадишей, которые говорят члены местной общины, также соблюдающие год траура1.
12. Членом местной общины называется по отношению к этим законам всякий, у кого есть место постоянного проживания в этом городе, хотя он и не платит в этом городе подушного налога, или5 тот, кто платит в этом городе подушный налог, хотя и не живет здесь постоянно. А тот, кто приехал в этот город из другого места, чтобы сказать Кадиш по матери или по отцу, которые жили здесь, то, хотя они и были здесь постоянными жителями, их сын, если он не живет здесь постоянно и не платит здесь подушного налога, не считается местным жителем.
Если житель города нанял (с проживанием) слугу или преподавателя для детей, то, если они неженатые, они считаются членами местной общины; однако, если у них есть семьи в другом месте, они считаются здесь гостями.
Учащийся ешивы, а также преподаватель для детей, нанятый совместно несколькими жителями, хотя у них и есть семьи в другом месте, считаются6 местными жителями.
Если человек воспитывает у себя сироту, даже за плату, то, если у этого сироты нет ни отца, ни матери, он считается здесь членом местной общины; однако, если у него есть мать или отец в другом месте, то, даже если хозяин дома содержит его из милости, он считается здесь гостем.
13. Если человек молится постоянно в одной синагоге или Бейт-Мидраше и пришел прочесть Кадиш в другую синагогу, соблюдающие траур из этой синагоги могут не дать ему читать Кадиш, даже если у этого человека идут сейчас первые семь дней траура. И закон относится к нему строже, чем к гостю, поскольку у гостя нет другого места, чтобы молиться и читать Кадиш, а у этого человека есть.
14. Если соблюдающий траур способен и достоин молиться в качестве хазана — пусть молится, и это лучше, чем читать Кадиш сироты, который введен только для несовершеннолетних. А если он не может читать как хазан всю молитву, пусть будет хазаном только на конец молитвы: «Ашрей», «У-Ва ле-Цийон» и далее. И тот соблюдающий траур, который имеет большие права на Кадиш (как, скажем, соблюдающий семь дней по отношению к соблюдающему тридцать), имеет и большие права быть хазаном. Есть обычай, согласно которому соблюдающий траур не молится в качестве хазана в Шаббат и Йом-Тов7; но если и до того, как у него начался траур, он всегда был хазаном на Шаббат и Йом-Тов, также и во время траура пусть будет8 (и см. ниже, глава 128, параграф 8).
15. Если два человека имеют одинаковые права на Кадиш, оба в состоянии молиться в качестве хазанов и оба одинаково устраивают общину, пусть бросят жребий, по которому определят, кто будет молиться до «Ашрей» и «У-Ва ле-Цийон», а кто — «Ашрей», «У-Ва ле-Цийон» и далее. А если один из них не в состоянии быть хазаном или не устраивает общину, и хазаном был второй, то этот второй не потерял своего права читать Кадиши, но, тем не менее, ему следует уступить8 право прочесть Кадиши тому, кто не был хазаном, и тем более, если это несовершеннолетний.
16. Если человек соблюдает траур одновременно по отцу и по матери, у него, тем не менее, нет большего права быть хазаном и читать Кадиши, чем у остальных соблюдающих траур, поскольку одно напоминание (Б-гу об умерших — перев.) помогает им обоим.
17. Есть обычай, по которому соблюдающий траур читает Кадиши по умершим только 11 месяцев после их смерти, чтобы не показывать, что он считает своих отца и мать злодеями, поскольку только злодеи подвергаются наказанию двенадцать месяцев. То есть, если отец умер, например, 10-го Швата, сын перестает читать Кадиш по нему 9-го Тевета, а 10-го Тевета уже не читает, поскольку это уже первый день двенадцатого месяца, а один день месяца засчитывается за полный месяц, и получается, что он как будто читал Кадиш все двенадцать месяцев. И здесь одиннадцать месяцев отсчитываются со дня похорон, а не со дня смерти, так что, если умерший был похоронен 11-го Швата, то сын его перестает читать Кадиш 10-го Тевета, поскольку наказание начинается только после похорон. Если же год был високосным, он прекращает читать Кадиш 9-го (или, соответственно, 10-го) Кислева. В тот день, когда он читает Кадиш последний раз, он имеет право на все Кадиши, только тот, у кого сегодня йорцайт, а также соблюдающий тридцать дней траура имеют право на один Кадиш. А если есть несколько человек, у которых йорцайт или которые соблюдают тридцать дней траура, они читают даже все Кадиши, не оставляя ему ничего.
Если человек знает про своих отца и мать, что они были злодеями, которые подвергаются наказанию 12 месяцев, ему подобает и он обязан читать Кадиш все 12 месяцев.
18. Если есть много соблюдающих траур, Б-же упаси, то, чтобы избежать споров и ссор, во многих общинах принято давать им читать Кадиш по двое и по трое одновременно8.
19. Если в синагоге нет ни одного человека, соблюдающего траур по отцу или по матери, Кадиш сироты должен сказать тот, у кого нет ни отца, ни матери, за всех мертвых еврейского народа. А в некоторых местах принято, что и другие родственники читают Кадиш по умершим родственникам, когда нет соблюдающих траур по отцу и по матери.
И даже, когда в синагоге есть соблюдающие траур по отцу и по матери, если человек хочет прочесть Кадиш по дедушке или бабушке, которые умерли, не оставив живых сыновей, или по сыну или дочери, умершим бездетными, пусть остальные соблюдающие траур дадут ему возможность произнести один Кадиш, после того, как каждый из них уже произнес по одному. А в некоторых местах принято, что и другие родственники читают Кадиш, даже в случае, когда в синагоге есть соблюдающие траур по отцу или по матери, только они должны договориться, что другие родственники произносят меньше Кадишей, чем сыновья. И во всех этих вопросах следуют за обычаем, если в данном городе есть установившийся обычай.
20. Дочери не следует произносить Кадиш в синагоге; но некоторые говорят, что если община желает собрать миньян в ее доме, чтобы дать ей возможность прочесть там Кадиш, они имеют право это сделать а по мнению некоторых, и этого также не следует делать.
21. Если у человека сегодня йорцайт, а он не может прочесть Кадиш, если он, например, в дороге или ему не досталось Кадиша, — он имеет право прочесть Кадиш в вечерней молитве следующего дня после йорцайт.
22. Хотя произнесение Кадишей и молитв помогает умершим предкам, это не главное, а главное — чтобы сыновья шли по правильному пути, поскольку этим они оправдывают своих отцов. Так говорит святой «Зоhар»: «Сын должен почитать отца, как мы читаем в стихе: “Чти отца своего и мать свою” — и мы выяснили, что речь идет про обязанность поить и кормить. И все это сын обязан делать отцу только при его жизни. А что будет после его смерти? Если ты скажешь: “Он освобождается от этой обязанности”, — это не так, ведь, когда отец умирает, обязанность почитать его остается, как сказано: “Чти отца своего”. И если этот сын следует по неправильному пути, разумеется, он позорит своего отца, разумеется, причиняет ему унижение; а если этот сын следует по правильному пути и исправляет свои поступки, разумеется, он почитает своего отца: он вызывает уважение к нему в этом мире, среди людей, и вызывает уважение к нему Святого, благословен Он, в мире будущем. И тогда Святой, благословен Он, несомненно, проявляет к нему милость и сажает его на почетное место (…)».
И человеку следует завещать своим сыновьям с особенным тщанием выполнять какую-либо заповедь; и если они выполняют ее, это более важно, чем чтение Кадиша; и это хороший способ также и для того, у кого нет сыновей, а только дочери.
1 В БГ приводится несколько вариантов.
2 А по мнению МБ, соблюдающий тридцать дней в этом случае не имеет права на Кадиш.
3 БГ приводит другое распределение Кадишей.
4 Первый.
5 Видимо, БГ спорит с этим.
6 По мнению МБ, к студентам ешивы относится тот же закон, что и к преподавателю для детей. Закон о преподавателе, нанятом совместно несколькими людьми, в МБ не приводится.
7 Соблюдающий траур не может быть хазаном при чтении Аллеля и Мусафа. В нескольких местах МБ запретила ему быть хазаном также в утреннюю молитву в те дни, когда читаются Аллель и Мусаф, а в одном месте — разрешила быть хазаном в Хануку и Рош-Ходеш. В Холь а-Моэд «При Мегадим» иногда запрещал соблюдающим траур молиться в качестве хазаном также вечернюю молитву и Минху. (В другом месте МБ приводит даже более строгий закон, согласно которому в любой день, когда не произносят «Начальнику хора…», соблюдающий траур не может быть хазаном (кроме кануна Йом-Кипур). А если никто другой не может быть хазаном — разрешается.
8 В МБ не приводится.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.