Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Осталась пара часов, а я не написал свой второй пост. Хотя взялся писать по два каждую неделю.
Так что восполняю и исправляюсь. В надежде, что сюда никто не придет до воскресенья.
Блог закрыт. Все ушли на субботу!
** **
В недельном разделе "Насо" две темы, т.е. их много, но сейчас у меня только две.
Первая – "достоинство других людей". (Из какого стиха учится, сами посмотрите, у меня нет времени.)
История. У Хатам-Софера однажды пропала тонкая тетрадь с его откровениями (хидушим) к Торе. (Таких тетрадей у великого мудреца было множество.) Кто взял? Оказалось, один из учеников, он-де не мог совладать со своим йецер-ра и решил взять тетрадь на время, а потом вернуть. Не для воровства, заметьте, а исключительно для учебы!
И в течение недели спешно переписывал ту тетрадь на свои листочки. А потом снова вернул тетрадь учителя на место.
Но произошло несчастье – те листы перепутались, и он не смог отличить свои листы от листочков с записями учителя.
Перед праздниками – вот как мы перед Шавуот – собрались студенты ешивы уезжать домой. Тот ученик тоже пришел попрощаться с равом. Принято при расставании рассказать свои открытия в Торе – и он рассказал один отрывок, думая, что тот принадлежит ему, в то время как он был рассказан на уроке самим раввином.
Хатам-Софер выслушал внимательно, потом поздравил ученика с важным отрывком – и поцеловал его в лоб.
Тут один из сыновей Хатам-Софера заметил ему – тихо на ухо – что это его хидуш. И скорее всего это из той тетради, которая на время пропала, а потом вновь нашлась.
Ученик увидел, что сын говорит что-то отцу на ухо – покраснел и, сгорбившись, попрощался.
Отец заметил сыну: "Ты заступился за честь своего отца. Но нанес урон чести своего Отца на небесах. Знай, что каждый еврей – свят в глазах Творца. И тот, кто его оскорбляет, тем самым оскорбляет Самого Творца (хилуль-Ашем)".
** **
Вторая история – никакая не история. А просто ряд вопросов. Разрешаете?
Написано: "Да освятит тебя Всевышний Своим лицом". Мудрецы учат (в трактате Авот): "Каждого принимай с приветливым лицом". Не кажется ли вам, что требование приветливого лица провоцирует лицемерие?
(Посудите сами: как я могу радостно улыбаться человеку, которого на самом деле не люблю? Хорошо, я согласен, что обязан его полюбить, – но простите, не получилось. Почему я должен обманывать его радостью при встрече? Снимите, пожалуйста, противоречие...)
В какой степени вы придерживаетесь правила, сформулированного мудрецами ("каждого принимай приветливо")?
Если вы с этим правилом согласны (теоретически), то что на практике?
Если нет, то не оборачивается ли ваше поведение рядом неудобств – и в первую очередь для вас самих?[1]
Гуд-шабес, идн!
[1] Замечание. Некоторые мудрецы уподобляют кислое выражение лица "открытой яме в общественном месте". Как известно, тот, кто вырыл яму в месте, где ходят люди, и не закрыл ее, несет ответственность за все, что в нее упадет (как если бы он своими руками бросал туда людей, скот и предметы, принося тем самым ущерб своим ближним). Недоброе выражение лица, злобный вид, нелюбовь, выраженная во взгляде – все это наносит душевный ущерб другим людям. А человек обязан воздерживаться от нанесения ущерба.
Теги: Недельный раздел