Темы: Суббота, Зажигание свечей, Рав Хаим Суницкий
Перед наступлением Шабата принято зажигать свечи. Обычно это делается за 18 минут до захода Солнца1. Каковы причины этого обычая?
Считается, что, зажигая субботние свечи за 18 минут до захода Солнца, еврей выполняет эту заповедь в том числе и по мнению раби Элиэзера из Мец, который учил, что время «бейн ашмашот»2 начинается еще до захода Солнца. Тем не менее, почему свечи зажигаются именно за 18 минут до захода, а не раньше и не позже, не совсем понятно. Если считать, что человек проходит милю3 за 18 минут (как определяет «Шулхан Арух», и так, на самом деле, принято сегодня считать), то достаточно зажечь немного раньше чем за 13.5 минут до захода4, а если человек проходит милю за 24 минуты (по мнению раби Элиэзера из Мец), то нужно зажечь свечи раньше, чем за 18 минут до захода, поскольку ровно 18 минут до захода — это слишком поздно, ведь время «бейн ашмашот», по его мнению, уже наступило.
Возможно, мы зажигаем свечи за 18 минут до захода Солнца чтобы просто увеличить продолжительность Субботы? Действительно, количество времени, которое следует добавить как «тосефет Шабат»5, не было точно определено законоучителями «ришоним». Почему же принято добавлять именно 18 минут?
Я хочу предложить возможное объяснение правила 18 минут прямо из Мишны6 («Шабат» 2.7), где сказано, что перед началом Субботы хозяин дома обязан спросить у домочадцев, если они уже успели сделать «эрув»7. После этого он говорит: «Зажигайте субботние свечи». По логике вещей, вопрос про «эрув» целесообразно задавать загодя, пока еще есть возможность исправить ситуацию, в случае его отсутствия. Согласно Талмуду8 под «эрувом» здесь подразумевается «эрув техумим»9. Получается, что глава семьи должен спросить, сделали ли этот «эрув», не позднее чем за 18 минут до захода Солнца, (чтобы успеть пройти милю и сделать «эрув техумим»). Сразу после он говорит: «Зажигайте субботние свечи». Казалось бы, на это можно возразить: если «эрув» еще не сделан, тот, кого пошлют делать его, не увеличит тем самым продолжительность Шабата! Ответ состоит в том, что «эрув техумим» можно делать только ради заповеди, а в такой ситуации разрешено не добавлять к Субботе дополнительное время10.
1. Хотя в некоторых местах, и в частности в Иерусалиме, зажигают раньше, а вне Израиля некоторые зажигают немного позже.
2. «Бейн ашмашот» (дословно «между светилами») — время между заходом Солнца и наступлением ночи, когда зашедшее за горизонт Солнце еще дает слабый свет, и есть неуверенность, день сейчас или ночь. По еврейскому закону, Шабат начинается с заходом Солнца, т.е. еще до наступления времени, когда возникает сомнение, наступила ночь или нет.
3. Согласно Талмуду, «бейн ашмашот» — особый период до Шабата, когда уже нельзя делать работу. Он равен времени, за которое человек способен пройти ¾ мили. Миля («мил») — это мера длины, равная 960м, по мнению рава Хаима Ноэ, или 1152м, по мнению Хазон Иша.
4. Как делают, например, сатмарские хасиды, которые зажигают субботние свечи за 15 минут до захода.
5. Заповедь «тосефет Шабат» предписывает добавлять к святому от будничного. По мнению большинства мудрецов, это заповедь из Торы. Но минимальное время, которое предписывается добавлять к Субботе, не определено, и по многим мнениям достаточно добавить несколько минут до захода Солнца.
6. Эту главу Мишны читают во время церемонии «Кабалат Шабат» (Встреча Субботы), хотя хасиды вместо нее читают отрывок из книги «Зоар».
7. Ниже будет объяснено, о каком «эруве» речь.
8. «Шабат» (34а), см. комментарии Тосафот и рабейну Хананеля от имени Иерусалимского Талмуда.
9. «Эрув техумим» — трапеза, которую нужно оставить на расстоянии от города, чтобы потом в Шабат можно было идти в другой город на расстояние до двух миль. Этот «эрув» ставят не более чем в 1 миле от города. В отличие от данного типа «эрува», который можно сделать только засветло, «эрув хацерот» можно делать и в «бейн ашмашот». «Эрув хацерот» — это определяемая алахой процедура, формально объединяющая два владения в одно в Шабат, чтобы по ошибке не был нарушен субботний запрет переносить вещи из владения во владение.
10. Заметим, что по мнению Рамбама вообще нет обязанности добавлять время к Шабату — он считает, что добавить время необходимо только к Йом Кипуру. Однако большинство мудрецов не согласны с ним.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»