Темы: Тшува, Время, Жизнь, Спорт, Виктория Ходосевич
Только один человек может достичь этой цели. Даже серебряные и бронзовые призёры ощущают боль поражения.
И расстояние между победой и сожалением о том, что могло бы быть, часто — всего лишь в долю секунды. На Олимпийском водном стадионе в Рио-де-Жанейро на женском финальном заплыве на 100 метров Лили Кинг из США обошла Юлию Ефимову, показав результат 1:04,93. Это был её персональный и олимпийский рекорд. Ефимова заняла второе место с результатом 1:05.50, на девятнадцать сотых секунды опередив Кэти Мейли, занявшую третье место. Меньше секунды разделяло трёх спортсменок, но как это повлияло на окончательный результат!
Как часто мы небрежно говорим: «Секундочку!», подразумевая что-то совсем незначительное. Олимпиада напоминает нам, что даже доля секунды может изменить мир и его героев.
В своём бестселлере «Дары евреев» ирландский писатель Томас Кахилл пишет, что до возникновения евреев и дарования Торы время не имело большого значения. Люди рождались, жили и умирали в непрерывном бессмысленном цикле. Именно Тора наделила время святостью. Фактически освящение луны и месяца было самой первой мицвой (заповедью), подаренной еврейскому народу. Время стало определением самой жизни. Оно скоротечно и непрерывно. Для евреев, а через них — и для всего мира время стало мерой, которой определяются наши триумфы и неудачи, фиксируются важные события, отмечаются праздники и ведется летопись человеческой истории.
Есть люди, которые живут, только чтобы «убить время». Такая жизнь лишена смысла. Мы не можем убить время, потому что время убивает нас. Время — величайшее напоминание о нашей смертности. И, только признав это, мы сможем добиться победы над своими ограничениями.
«Научи нас так считать дни наши, чтобы мы обрели сердце мудрое», — просит царь Давид в книге Тэилим (Псалмов; 90, 12). Каждый день должен быть проведён эффективно, а сумма наших дней в этом мире — отчет о смысле и предназначении нашей жизни.
Мудрецы учили, что «есть люди, которые могут заслужить свою долю в грядущем мире за один час» (Авода Зара 10). Еврейская мистика указывает удивительную числовую связь: продолжительность жизни согласно Торе составляет 70 лет (Тэилим 90, 10). 70 × 365 дней — 25 550. Умножьте число наших дней на 24, и получится, что количество наших часов на Земле составляет немногим более 613 000, что соответствует 613 мицвот. Это показывает, что каждый час своей жизни мы должны заботиться о выполнении Его заповедей!
Не помню, где я это читал, но это — отличная метафора нашей жизни.
Представьте себе, что у вас есть счет в банке, на который каждое утро поступает 86 400 долларов. Каждый вечер банк снимает со счета сумму, которой вы не успели воспользоваться в течение дня. Что бы вы сделали? Конечно, постарались бы использовать каждый цент.
У каждого из нас есть такой банк. Его название — «Время». Каждое утро он начисляет нам 86 400 секунд, и каждую ночь списывает как убыток все, что мы не успели инвестировать в добрые дела. Неизрасходованные секунды не сохраняются на следующий день, перерасход тоже невозможен. Каждый день банк открывает для нас новую учетную запись. Каждую ночь «стирает» то, что не было израсходовано. То, что мы не использовали, — наша потеря. Так постараемся использовать каждую секунду для достижения здоровья, счастья и успеха.
Часы продолжают тикать. Мы не можем остановить или изменить время. Но мы можем изменить себя, стать лучше, переосмыслить свои ценности, исправить совершённые ошибки.
В конце концов, Олимпиада учит нас: для того, чтобы изменить жизнь, порой достаточно доли секунды.
Раби Бенджамин Блех, сайт Эш а-Тора
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»