Темы: Зоар, Исправление, Моше, Машиах, Душа, Каббала, Давид, Духовность, Элияу, Материальность, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«Идишское выражение «дос пинтеле йид» часто переводится как «еврейская искра» — неразрушимая еврейская сущность, которая сокрыта глубоко внутри даже у тех, кто и не знает, что он еврей. Сущность, готовая проявиться в самый неожиданный момент».
Вот такое определение, но люди в Израиле говорят, что Pintele Yid это совокупность всех людей в религиозных общинах. Можно пояснить смысл этого выражения, это персональное качество человека или группы лиц? Владимир
Здравствуйте, Владимир!
Спасибо за интересный вопрос.
Чтобы ответить на него, стоит сначала немного разобраться в устройстве еврейской души и понять, где именно в ней находится «а пинтеле йид» — еврейская искра.
В Мидраше Берешит Рабба (14:9) сказано: «Пятью именами назвали ее (душу): нэфеш, руах и нэшама, хая, йехида. Нэфеш — это кровь, как сказано (Дварим 12:23): “ибо кровь есть душа (нэфеш)”. Руах — возносится и нисходит, как сказано (Коэлет 3:21): “Кто знает, возносится ли ввысь дух (руах) сынов человеческих, а дух животных нисходит ли вниз, в землю?” Нэшама — это ее характер… Хая (букв. “живая”) — все органы умирают, а она живет в теле. Йехида (букв. единственная) — все органы парные, а она одна в теле…»
См. также книгу Зоар[i] (ч. 2, лист 158). В каббалистической литературе объясняется, что это пять разных аспектов раскрытия души, каждый из которых имеет свою характеристику:
нэфеш — это аспект деятельности;
руах — это аспект речи и эмоций;
нэшама — это аспект разума, аналитической мысли;
хая — это аспект желаний;
йехида — это сама сущность души.
Кроме того, сказано, что в теле пребывают только нэфеш, руах и частично нэшама, а хая и йехида находятся вне тела. То есть нэфэш, руах и нэшама раскрыты человеку и их проявления имеют определенные формы и четкие границы. А хая и йехида представляют собой проявления души, которые выше разума и границ не имеют.
Еще один важный момент: каждая из упомянутых составляющих, в свою очередь, подразделяется на пять составляющих с теми же названиями. То есть, если правильно понимаю, нэфэш, которая в нэфэш, — это аспект физического действия в чистом виде. Руах, который в нэфэш, — это речь и эмоции низкого уровня, вспомогательные и второстепенные по отношению к деятельности. И нэшама, которая в нэфэш, — это мысли вокруг деятельности. И т. д. Таким образом, существуют нэфэш, руах, нэшама, хая и йехида как общие аспекты и уровни души, а есть они же — как частные уровни каждого из аспектов души.
В священных книгах сказано, что уровня (ступени) нэфэш удостоился царь Давид, уровня руах удостоился пророк Элияу, уровня нэшама — Моше, уровня хая — Адам. И только Машиах удостоится самого высокого уровня — йехида.
Это — что касается общих аспектов души, тогда как в каждом еврее раскрыт самый нижний аспект — нэфэш, но не в полной мере и у каждого на своем уровне.
Есть люди, которые, в основном, занимаются практической деятельностью и изучают, в основном, практическую сторону законов Торы. Это люди, у которых превалирует аспект «нэфеш, который в нэфеш». Есть очень эмоциональные люди, которые предпочитают учить те части Торы, которые воодушевляют их на служение Творцу, — у них превалирует «руах, который в нэфеш». А есть глубокие аналитики, у них превалирует «нэшама, которая в нэфеш».
Теперь, после небольшого предисловия, вернемся к «еврейской искре». Сказано в наших книгах, что «а пинтеле йид» — это йехида, которая в нэфеш, то есть сама сущность нашей души.
Как Вы правильно пишете, она глубоко сокрыта в каждом еврее, включая тех, кто и не знает, что он еврей, или не хочет этого знать. Есть множество свидетельств о евреях, которые по разным причинам были далеки от веры, но когда их пытались заставить, часто под страхом смерти, совершить какое-либо действие против веры, они, жертвуя собой, отказывались перешагнуть через корень своей души.
Чтобы нагляднее представить это, приводят такой пример: ногти являются самыми грубыми и нечувствительными частями тела человека. Но если их попытаются оторвать от тела, человек почувствует сильную боль.
Можно много говорить о различных проявлениях йехиды в человеке, есть даже книги, которые дают практические советы, как прийти к ее раскрытию, но это сейчас не наша тема.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, отметим, что еврейская искра, называется в священных книгах также — «нэкудат клаль Исраэль» — что-то вроде «искра (точка) общины Израиля», точка единства, который объединяет всех евреев вокруг выполнения воли Творца.
Приведу цитату из известной хасидской книги «Арвэй Нахаль»[ii] (к разделу Бемидбар, очерк второй), которая формулирует это явление коротко и четко; перевод приблизительный:
«Община Израиля, хотя телами они и разделены, со стороны их душ, в корне Сверху они — единое целое. Поскольку материя существует в пространстве и в границах, то, когда речь идет о материи, существует множество, разрозненность и разделение. А когда речь идет о духовности, которая не существует в пространстве и не занимает места, то не существует разрозненности и множества, поэтому они (души) и являются настоящим единством».
Поясню: разумеется, в области духа тоже имеют место множество и разделение. Так, теорема Пифагора и теорема Фалеса — две разные теоремы. Но когда мы говорим о двух одинаковых объектах, то на духовном уровне они сливаются в единое целое: нет двух одинаковых идей — это одна и та же идея. А два стула совершенно одинаковых формы и размера останутся двумя различными предметами, так как их разделяет материя. Так и община Израиля в своем духовном корне — единое целое, и только на уровне тел имеет место разрозненность и множество.
Подобно этому сказано в книге «Сфат Эмэт»[iii] (комментарий к Эмор от 5664 / 1903 года) «…так же это и в душах Израиля. Хотя у каждой из них есть нечто свое, (то), ради чего она была отправлена в этот мир, Сверху все души — это единое целое».
Теперь вернемся к Вашему вопросу. Вы пишете, что «а пинтеле йид» — это еврейская сущность, которая скрыта в каждом еврее по отдельности, но, с другой стороны, говорят, что это совокупность всех людей в религиозных общинах.
Я, к сожалению, не знаю, кто это сказал, и не слышал такой формулировки. Но на основании всего сказанного можно объяснить, что «а пинтеле йид», «йехида», «единственная», корень всех душ — действительно объединяет всех евреев (на мой взгляд, и нерелигиозных тоже) в единое целое. При этом она может проявиться и в каждом конкретном еврее.
Вероятно, это можно уподобить трем разным электроприборам (скажем холодильник, пылесос и стиральная машина), которые через тройник подключены к общему источнику тока. Хотя каждый из приборов отличается от двух других, все их приводит в действие («оживляет») один источник тока.
Важно чаще вспоминать, что на духовном уровне все евреи — одно, и тогда, возможно, нам будет легче искоренить из своей среды беспричинную ненависть и приблизить избавление и всеобщее исправление мира — в ближайшее время, в наши дни, омейн!
С уважением, Менахем Эпель
[i] Сефер А-Зоар — «Книга Сияния», центральный труд Каббалы, тайного учения иудаизма. Согласно Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом времен Мишны раби Шимоном бар-Йохаем.
[ii] Автор — раби Давид-Шломо Эйбшиц (Эйбешиц; 5515-5574 / 1755-1813, Галиция, Сербия, Эрец-Исраэль) — хасидский наставник, законоучитель, раввин нескольких общин, автор книг по еврейскому Закону, хасидизму, комментариев к Торе. «Арвэй Нахаль» — книга хасидских драшот (толкований Торы с актуальным моральным выводом), расположенных по порядку недельных разделов Торы.
[iii] Раби Йеуда-Арье-Лейб бар-Авраам-Мордехай Алтер из Гуры (Сфат Эмет; 5607-5665 / 1847-1905, Польша) — выдающийся знаток Талмуда и хасидский наставник. «Сфат Эмет» — его комментарий к Пятикнижию.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Книга Царей (Млахим)»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?