Темы: Страдания, Награда и наказание, Моше, Земля Израиля, Яаков, Будущий мир, Праведники, Сокрытие
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Читая Тору, не могу понять Б-жественную справедливость. Мне кажется несправедливым то, что Моше не вошел в Эрец-Исраэль. Сейчас в Эрец-Исраэль переехали даже российские певцы, не имея вообще еврейских корней, но имея кучу денег. Разве это справедливо? Т.е. Моше не заслужил, а российская певица заслужила?
Не понимаю, почему у Якова такая тяжелая жизнь. Почему у них-то, у праведников, не всё гладко? Посоветуйте, пожалуйста, какую-нибудь книгу, чтобы понять. И еще: если человек жалуется, то это грех? Если бы в пустыне жаловались на отсутствие мяса, но не говорили, что хотят обратно в Египет, то это бы тоже было наказуемо? Эля
Здравствуйте, Эля!
Спасибо за Ваше обращение к нам.
В письме звучат два вопроса, которые стоит рассмотреть отдельно.
Вопрос первый: почему у праведника Яакова была тяжелая жизнь, разве это справедливо?
Одно из основных отличий мировоззрения религиозного человека от мировоззрения человека нерелигиозного — это признание существования Будущего Мира. Жизни души после смерти.
Если мы смотрим на существование здесь как на жизнь без какого-либо продолжения, если со смертью всё заканчивается, то у нас нет ответа на вопрос «а где же Высшая справедливость?» Ее просто нет. Думаю, что каждый, кто трезво смотрит на происходящее, не может с этим не согласиться. Не нужно даже изучать жизнь праведников, достаточно взглянуть на то, что происходит вокруг.
Но если этот мир — лишь частица чего-то глобального, если есть продолжение, то сам вопрос о справедливости не возникает. Ведь тот, кто взял в руки один кусочек-паттерн от пазла — частичку большой картины, не может предъявлять претензий: «Ужасный художник, непонятно что нарисовал». Соедини все элементы вместе — увидишь.
Часто приходится слышать такие вопросы: как Б-г допустил такую-то войну, такое-то бедствие? А дети почему страдают, чем они виноваты? Ну и где был ваш Б-г во время Холокоста? И т.д. Ответ: как невозможно искать справедливость или даже просто логику в действиях человека, наблюдая за ним одну минуту в сутки, так невозможно и судить о делах Всевышнего, основываясь на наших наблюдениях за происходящим в этом мире.
Очень многие люди, даже религиозные, не могут сдвинуться с этой проблемной точки. Очень трудно признаться самим себе в том, что мы не видим всего и поэтому не понимаем путей Всевышнего.
Есть такой принцип: хочешь получить что-то хорошее — надо это заслужить. Этот принцип работает как в материальном мире, так и в духовном. Но есть различия: в материальном мире бывают исключения, случается и так: не трудился, а получил. А вот с «Б-жественным» исключений не бывает, ни одно истинное достижение не приходит без испытаний и тяжелого труда.
В этом одна из причин, по которым нередко праведникам приходится здесь нелегко. Вся их жизнь — непрерывная работа, попытка приблизиться к свету Всевышнего. Часто в тяжелых условиях: у одного нужда и лишения, у другого — болезни, у третьего — сплошные тревоги и переживания. Всё это дает возможность исправления и возвышения души праведника в Грядущем мире — вечном.
Не только праотец Яаков, но и другие великие не избежали страданий. Разве Аврааму было легко? Или царю Давиду? Может быть, Раби Акиве? Нет и нет. Другое дело, что праведник принимает с любовью всё, что отмеряет ему Всевышний. «Если Он, Благословенный, так решил, значит так, надо. Жаль, если будет по-другому. Только Б-г знает, как я могу достичь максимальной целостности, как могу исправить то, что необходимо исправить. Есть на Кого положиться, всё к лучшему».
Это и есть вера. Она помогает праведнику не сломаться, пройти через испытания.
Вопрос второй: почему Моше не удостоился войти в Землю Израиля (в то время как всякие-разные попадают беспрепятственно)?
Моше не дано было войти в Эрец-Исраэль. Не удостоился, хотя очень хотел и молился об этом. Задумаемся: что он искал в Земле Израиля, к чему так стремился? Рассчитывал получить виллу на побережье и солидную госпенсию до конца дней? Пожалуй, нет. Так что же? Говорит Талмуд (Сота 14а): «Так сказал Моше: “Многие из заповедей, полученных народом Израиля, невозможно выполнить вне Земли Израиля. Поэтому прошу я позволить мне войти, чтобы исполнить их”». Моше всем сердцем искал возможность выполнить волю Всевышнего. Добавить еще заповедей, еще заслуг.
Ну, отличное намерение, так почему Всевышний всё-таки ему отказал?
Одна из причин, которую называют мудрецы (Сфорно[i] к Дварим 3:26, 1:37-39, Ор а-Хаим[ii], там же), такая: если бы Моше привел народ в Землю Израиля и евреи унаследовали землю под его руководством, это наследие было бы вечным. Всё, что делал Моше, имеет продолжение на все времена. Такой духовной силой он обладал. Стало бы невозможным изгнание евреев из Святой Земли, а это противоречило «планам» Всевышнего. Ведь галут, изгнание — это своего рода альтернатива уничтожению народа. Всевышний, по милости Своей, заменяет тяжкий приговор более легким.
Поэтому завоевание и распределение земель коленам осуществляет Йеошуа — преемник Моше. «Приобретение» Святой Земли под его руководством не носит вечного характер и оставляет возможность будущего изгнания-спасения.
Сегодня многие хотят поселиться в Земле Израиля по самым разным соображениям. Но лишь малая часть этих людей приезжает с такими святыми целями, как у Моше. К сожалению.
В условиях «сокрытия Лица» Всевышнего нет явного подсчета заслуг человека и никто не решает, достоин он жить на Святой Земле или нет. Хочешь — приезжай, живи. Но надо знать, что так будет не всегда, наступят времена, когда многим придется покинуть Израиль и Иерусалим. И наоборот: те, кто, подобно Моше, достойны, но до сих пор не могли подняться, получат «приглашение с прилагающимся билетом» и «видом на жительство» в отстроенном Городе.
Для нас это повод задуматься: где тогда буду я? Где окажутся мои дети? Что можно сделать сегодня, чтобы в конце дней не обнаружить себя за чертой святости, оторванным от своего народа?
Остается пожелать всем нам, Дому Израиля, увидеть своими глазами отстроенный Иерусалим и возвращение Всевышнего в Цион. Когда это произойдет — зависит, по-видимому, и от нас.
С уважением, Нохум Желязник
[i] Раби Овадья бар-Яаков Сапорно (Сфорно; ок. 5230-5310 /ок. 1470-1550, Италия) — знаменитый комментатор Писания.
[ii] Раби Хаим бар-Моше ибн-Атар (Ор а-Хаим; 5456-5503 /1696-1743; Марокко, Италия, Эрец-Исраэль) — выдающийся комментатор Торы, один из духовных лидеров поколения.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Реувен Пятигорский
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его