Темы: Вегетарианство, Мясное и молочное, Шмита, Кашрут, Идолопоклонство, Еда, Трумот и маасрот, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныХотелось бы узнать, есть ли проблемы с кашрутом в вегетарианском ресторане. Там же нет ни мяса, ни молока. Даниэль
Уважаемый Даниэль,
Большое спасибо за Ваш вопрос.
Наши читатели часто спрашивают, можно ли есть в вегетарианском ресторане. Действительно, на первый взгляд, какая с этим может быть проблема? Там же нет ни мясных, ни даже молочных продуктов. Есть только фрукты и овощи, что в них может быть некошерного? Это может быть неплохим выходом для тех, кто находится там, где нет кошерных магазинов и кафе.
Но давайте не будем спешить с выводами и разберем несколько проблем, которые могут всё-таки быть с вегетарианскими ресторанами.
1. Существуют специальные вегетарианские организации, которые занимаются проверкой продуктов в заведениях общественного питания, претендующих на статус «вегетарианских», и выдают им специальные удостоверения, что-то наподобие удостоверения кашрута.
Следует сразу заметить: в правилах этих организаций сказано, что они пытаются достичь минимально возможного с практической точки зрения и с точки зрения целесообразности содержания животной пищи.
Как мы видим, такая формулировка не предусматривает абсолютного отсутствия животной пищи. Значит, можно предположить, что в определённых ситуациях за неимением других продуктов будут использованы продукты животного происхождения. Ведь основная цель вегетарианских организаций — предотвратить жестокое обращение с животными, а небольшое содержание компонентов животного происхождения в пище не составляет большой проблемы.
2. Кроме того, вегетарианские организации не проводят регулярных проверок таких заведений. И, в принципе, ничто не мешает ресторану изменить состав блюд после того, как он получит желанный вегетарианский сертификат.
3. В наше время вегетарианские рестораны становятся все более популярными. Зачастую они открываются не в новом помещении, а в помещении другого ресторана, который был на этом месте. Вместе с помещением вегетарианский ресторан может «унаследовать» также часть оборудования и посуды, которые использовались здесь раньше. Понятно, что никто не будет проводить в этом случае кошерование посуды.
Сами вегетарианские организации заранее предупреждают тех, у кого аллергия, скажем, на мясные продукты, чтобы не полагались на вегетарианский символ, поскольку зачастую вегетарианские продукты готовятся на оборудовании или в посуде, которые используются и для мясных продуктов.
4. Еще одна проблема — это использование при готовке вина, виноградного сока, виноградного уксуса и других продуктов на винной основе. Вино и виноградный уксус являются неотъемлемым компонентом многочисленных соусов, которые подают в ресторанах. А, как известно, использование нееврейского вина запрещено.
5. Еще один момент, на который стоит обратить внимание, — это проблема пищи, приготовленной неевреем. Данный запрет не распространяется на продукты, которые можно есть в сыром виде, а также на простую пищу, которую не подают к «царскому столу». Поэтому, даже если с овощами и фруктами в этом смысле нет вопросов, существует много других продуктов, которые могут быть проблематичными. Например, рис, который не употребляется в сыром виде и является важным продуктом.
6. Кроме того, понятно, что в обычном вегетарианском ресторане никто не будет проводить проверку и очищать продукты от жучков, которые часто бывают на овощах и фруктах и запрещены в пищу. И даже если человек захочет проверить овощи сам, когда ему уже подадут блюдо, это достаточно сложно сделать, скажем, если ему подали уже готовый салат, заправленный соусом и приправами.
7. Как известно, Израиль является крупным экспортером сельскохозяйственной продукции. Поэтому в ресторане могут использоваться фрукты и овощи из Израиля, а от них необходимо отделять трумот и маасрот («пожертвования и десятины»). Также надо убедиться, что с этими овощами и фруктами нет проблемы с точки зрения законов шмиты (седьмой год сельскохозяйственного цикла, когда нельзя обрабатывать землю).
8. Еще одна проблема, которая может быть с вегетарианскими ресторанами, — это связь с различными восточными культурами и традициями, что в определённых случаях может привести к нарушению запрета идолопоклонства. Так, в одном вегетарианском ресторане стояла большая статуя восточного божества и перед тем, как продукты подавали посетителям, их «преподносили» статуе.
Получается, невозможно полагаться только на вегетарианский сертификат ресторана, а необходимо провести соответствующую проверку: убедиться, что в данном заведении нет упомянутых проблем. Поэтому даже в вегетарианских кафе нужно удостоверение кошерности.
С уважением, Яков Шуб
Сайт evrey.com
Наша земная деятельность — своеобразный мост, по которому мы идем, чтобы достичь высших миров. Поэтому сам акт принятия пищи — не лишенное смысла потворство нашим желаниям, но — необходимое действие, поддерживающее наше физическое существование.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Отделение десятин призвано напоминать нам о долге подчинять все действия и помыслы выполнению тройной задачи, предписаной Самим Всевышним
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Постановления мудрецов
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Кашрут. Введение. Материалы к видеурокам по кашруту
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Неизвестный автор,
из цикла «Законы седьмого года»
Сколько названий у шмиты?
Рав Лейб-Нахман Злотник
Мирьям Леви,
из цикла «Эффективное еврейское воспитание»
Проблемы питания у детей мы создаем сами. У малышей есть врожденный механизм, который защищает их от недоедания и авитаминоза. Если ребенок отказывается от какой-то пищи, забирайте ее.
Рав Реувен Куклин
Придётся человеку дать отчёт за всё, что видели его глаза, но не ел он?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его