Темы: Запреты, Злословие, Заповеди, Тора и психология, Правила хорошего тона, Страхи, Самооценка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, Рав! Мой вопрос касается уверенности. Недавно поймал себя на мысли о том, что я часто веду себя неуверенно с другими людьми, боюсь, что впаду в лашон а-ра (злословие), боюсь поступить некорректно с точки зрения Торы. Вдобавок ко всему вспоминаю слова Давида в Теилим 22:7, где он говорит: «Я червь, а не человек».
И тут я понимаю, что, возможно, я чего-то не понимаю! По опыту общения с по-настоящему религиозными людьми вижу, что они достаточно уверенные в себе и в них чувствуется сила и отсутствие колебаний и страхов. Подскажите, пожалуйста, как следует трактовать Тору в моем случае. Дмитрий
Шалом, Дмитрий!
Из Вашего вопроса видно, что Вы серьёзно относитесь ко всем словам Торы и искренне стараетесь соблюдать всё, что она предписывает. Это очень хорошо и важно. Действительно, нам следует трепетно относиться ко всем своим обязанностям по Торе.
Однако очень важно знать, что человек соблюдающий Тору, остаётся «нормальным». В том смысле, что его поведение не должно быть странным (разумеется, это не относится к самому соблюдению, которое тоже может показаться человеку, незнакомому с Торой, странным, но речь не об этом).
Сказано в книге Мишлей (3-17): «Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир». Это значит, что правильное поведение по Торе или любое продвижение на более высокий духовный уровень не влечёт за собой поступки, противоречившее здравому смыслу.
Рамхаль[i] в предисловии к книге «Месилат Йешарим» объясняет: если люди не будут углублённо изучать вопрос, что на самом деле является благочестием, они обязательно ошибутся. Он пишет так: «Большинство людей воображает, что благочестие зависит от того, сколько раз человек читает псалмы, от долгих покаяний, от тяжелых постов и от окунания в ледяную воду и снег — то есть от того, что неудобно уму и от чего разумение неспокойно».
Передают от имени больших мудрецов, что Рамхаль имеет здесь в виду следующее свойство Торы: «Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир» (Мишлей 3:17). Благочестие не может быть основано на том, что противоречит истинному разуму человека.
Не всегда мы понимаем заповеди, не всегда нам ясен смысл заповедей (как, например, смысл запрета шаатнез[ii]), но сама заповедь не должна противоречить человеческому разуму. Возможно, какой-нибудь аспект или деталь, проявляющаяся на высоком духовном уровне, не входит в рамки разума. Но ни в коем случае сам этот уровень не может противоречить ему.
Это же правило поможет ответить и на Ваш вопрос. Конечно, нужно быть скромным, нельзя злословить и т. д.
Однако это не должно выбивать нас из «колеи». Важно оставаться таким же человеком — уверенным в себе, — как и до соблюдения заповедей. Соблюдающий человек не становится ненормальным.
Конечно, следует изучать законы лашон а-ра и стараться соблюдать их по максимуму. Но в то же время следует помнить, что Всевышний понимает нас и не требует «прыгнуть выше головы». Всевышнему нужно, чтоб мы двигались в правильном направлении, старались выполнять Его волю.
Но, разумеется, невозможно сразу начать соблюдать всю Тору, особенно — такую сложную заповедь, как чистота речи. Ведь даже много поколений назад большинство соблюдающих людей нарушали запрет злословия, как следует из предисловия Хафец Хаима[iii] к его книге.
Это же относится и к скромности: она не должна «мучить» нас и мешать нам в повседневной жизни. Человеку следует работать над своими качествами, и эта работа должна органично вливаться в его жизнь, а не служить «препятствием».
Также очень важно заметить: человек, который постоянно ощущает, что Тора «давит» на него, скорей всего, придет к самым плачевным результатам — вплоть до отхода от Торы, не дай Б-г!
Проблема, о которой Вы пишете, часто встречается у тех, кто только начинает соблюдать заповеди (и это вытекает из самых лучших побуждений, как было упомянуто). Поэтому стоит ориентироваться на людей, которые уже долго и серьезно соблюдают. Это поможет научиться правильно ориентироваться и видеть, что к чему.
В иудаизме очень важен принцип передачи Традиции и формы ее соблюдения из поколения в поколение без различных новшеств. Поэтому если заметно, что поведение человека (или что-то еще в нем) не вписывается в практику религиозного общества, то стоит обратить внимание на то, что мешает быть «своим».
Желаю Вам найти свой путь — так, чтобы соблюдение заповедей не давило на Вас и не доставляло дискомфорта.
С уважением, Моше Аксельрод
[i] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения. Его книга «Месилат Йешарим» («Путь праведных») стала одной из вершин еврейской философской мысли, основным трудом по вопросам самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу.
[ii] Одежда из смеси шерсти и льна.
[iii] Раби Исраэль-Меир бар Арье-Зеев Акоэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Украина, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения. Автор трудов по совершенству речи — кодекса «Хафец Хаим» и книги по еврейской этике «Шмират а-Лашон».
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Мирьям Климовская
Я должна постоянно ее контролировать? Я черствая, что этого не делаю?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Куклин
Я долго думал, размышлял и пришел к выводу…
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Ита Минкина
Как мне на это реагировать?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?