Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Выходящий в путь, неважно, вышел ли он из дома или из того места, где он останавливался в дороге, или возвращался домой, — когда он вышел из «области, относящейся к городу», которая простирается на семьдесят и две трети ама от того места, где кончаются все дома, произносит Дорожную молитву: «Да будет угодно Тебе, Б-г наш и Б-г отцов наших, вести нас мирными дорогами…» (и завершает: «Благословен Ты, Г-сподь, внимающий молитве», как будет сказано в параграфе 5). И весь текст он произносит во множественном числе, только слова: «…и сделай так, чтобы обрел я милость, любовь и милосердие…» произносит в единственном числе. И лучше1 произносить эту молитву, отойдя на километр от «области, относящейся к городу». А если он уже в дороге и заночевал в каком-то городе, он может прочитать эту молитву и утром, еще до выхода2.

2. Дорожная молитва произносится только в том случае, если человеку нужно пройти по меньшей мере парса (4 километра)3. И, если это возможно, следует прочесть Дорожную молитву до того, как пройдена первая парса. А если человек забыл произнести Дорожную молитву, он может прочитать ее все то время, пока он в дороге, если он еще не подошел на парса к тому городу, в котором собирается ночевать4.

3. Дорожную молитву нужно произносить сразу после какого-либо другого благословения. И поэтому, если человек выходит рано утром и произносит утренние благословения в дороге, или если он ночует в пути в каком-то городе (а в этом случае он может прочесть Дорожную молитву и до выхода) и произносит, даже перед тем, как выйти, утренние благословения, пусть произнесет Дорожную молитву после слов: «…дающий истинное добро народу Своему, Израилю».

Если же он выходит из дома после молитвы, пусть по дороге съест что-нибудь или выпьет и произнесет завершающее благословение, присоединив к нему Дорожную молитву, или пусть сходит в туалет, произнесет благословение «Ашер Яцар» и присоединит Дорожную молитву к нему5.

4. Дорожную молитву следует произносить стоя6. Если же человек едет верхом или в повозке, то, если он может остановить животное, пусть остановит, поскольку сказано в Талмуде: «Едущий верхом — то же, что и идущий». А если не может, пусть произносит так.

5. Дорожную молитву произносят только один раз в день путешествия. Но если он приехал в какой-то город, чтобы заночевать там, а потом передумал и покинул этот город, чтобы выйти за его пределы или вернуться домой, произносит Дорожную молитву второй раз.

Если он едет и днем, и ночью, или ночует не в жилом месте, то первый раз он произносит Дорожную молитву, завершая ее словами: «Благословен Ты, Г-сподь, внимающий молитве», а в остальные дни завершает словами: «Благословен внимающий молитве», без Имени Б-га. Так нужно делать потому, что все путешествие, в течение которого путник не ночевал в жилом месте, считается одной дорогой.

6. Прежде чем выйти в дорогу, следует дать милостыню, как сказано: «Цедек (то есть милостыня, цдака — перев.) перед ним пойдет, и направит на дорогу свои шаги». И следует отпроситься у глав города, чтобы они благословили его на удачу на его пути. И следует пускающемуся в путь постараться устроить так, чтобы кто-нибудь сопровождал его. И провожающий товарища, когда они расстаются, должен стоять на месте, пока уходящий не скроется с глаз.

Благословляющие выходящего в дорогу не должны говорить ему: «Лех бе-шалом» («Иди с миром»), а должны сказать ему: «Лех ле-шалом» («Иди, чтобы тебе сопутствовал мир»), поскольку, когда царь Давид сказал Авшалому: «Иди с миром», тот пошел и был повешен. А когда Итро сказал Моше: «Иди, чтобы сопутствовал тебе мир», тот пошел и нашел удачу.

В дороге пусть человек занимается Торой, как сказано: «…и находясь в дороге». И пусть каждый день произносит какие-нибудь главы из Тhиллим, со вниманием и со смирением. И пусть постарается взять с собой хлеб, даже если он идет недалеко. И также следует ему взять с собой цицит, чтобы не случилось так, что какая-нибудь из кистей его цицит станет некошерной, а он не сможет найти другую и не выполнит заповедь7.

Сказано в Талмуде: Пусть человек входит, когда сказано: «что он хорош», и выходит, когда сказано: «что он хорош». Что имеется в виду? Когда человек вечером входит в гостиницу, пусть входит, пока солнце еще светит, а утром пусть дождется луча солнца и выходит, и тогда ему будет хорошо, как сказано в Писании: «И увидел Б-г свет, что он хорош».

В дороге не следует много есть.

7. Если путешествующий ест в гостинице, он должен выяснить, кошерны ли и надежны ли хозяин и его домашние. И если он хочет есть мясо в неизвестном ему месте, он должен тщательно выяснить, кто таков здешний резник и какой раввин проверяет его, поскольку из-за многих наших грехов здесь таится много опасностей, и умный поймет сам. И тем более это касается вина, которое, из-за многих наших грехов, часто делают некошерным образом, и нужно проверять все это тщательно.

8. Когда путешествующий читает утреннюю молитву в дороге, ему непременно нужно облачиться в талит так, как он облачается в синагоге, поскольку очень мало вероятно, что его талит катан будет иметь необходимый размер. Если он идет пешком, то, произнося стих: «Слушай Израиль…», а также: «Благословенно имя Славы Царства Его…»8, должен остановиться, чтобы произнести их с должным вниманием. А если он едет верхом или в повозке, можно9 читать так. Но, читая «Шмонэ Эсрэ», следует стоять. А если он очень торопится, то, если он может остановиться хотя бы для того, чтобы прочесть первые три благословения «Шмонэ Эсрэ», то хорошо10. А если нет, то пусть прочтет «Шмонэ Эсрэ», сидя в повозке11, и кланяется пусть тоже сидя. Но тем не менее, лучше бы ему прочесть утреннюю молитву даже немедленно при появлении света зари12, а также Минху немедленно по истечении получаса после полудня, чтобы он смог помолиться, как положено, стоя. (А сколько он должен пройти в поисках воды и в поисках миньяна, указано в главе 12, параграфы 5 и 8).

9. Если человек находится в дороге и пришло время еды, а у него нет воды (для нетилат ядаим — перев.) — в главе 40, параграф 14, объясняется, что ему делать. А в главе 42, параграф 19, объясняется, что поевшему хлеба запрещено пускаться в путь, пока он не прочтет Биркат а-Мазон. А в главе 44, параграф 6, говорится, что Биркат а-Мазон нужно читать непременно сидя. Однако, если человек ел, не прерывая путешествия, то и Биркат а-Мазон можно читать на ходу, поскольку, если его заставить остановиться, он не сможет читать Биркат а-Мазон спокойно. Но если он ел сидя, Биркат а-Мазон также необходимо произнести сидя.

10. У некоторых принято, находясь в дороге и устраивая трапезу в доме нееврея, не делать Зимун, так как эта трапеза не считается установленной. Но, тем не менее, если они установили себе в этом доме совместную трапезу, неправильно было бы отказаться от Зимуна13 . И пусть в этом случае они скажут в тексте Биркат а-Мазон: «Милосердный, Он благословит то место, куда мы идем, и то место, где мы живем, навсегда». А если они едят принадлежащее кому-то одному из них, могут сказать: «Милосердный, Он благословит хозяина этого дома», и это будет относиться к тому, кто приобрел для них еду. А если нет, пусть скажут: «Милосердный, Он благословит нас». И см. выше, в конце главы 44.

11. По закону запрещается накануне Шаббат выходить в путь, если он длиннее трех парса (примерно 12 км.), неважно, идет ли человек домой или в другое место, чтобы можно было приготовиться к Шаббату, как положено. А в нашей стране этому не следуют, поскольку в большинстве семей готовят на Шаббат с избытком. Но, тем не менее, каждый должен устроить так, чтобы оказаться в гостинице задолго до темноты, поскольку очень часто Шаббат оскверняется из-за того, что люди опаздывают. И поэтому пусть будет человек настороже, и пусть не слушает злого побуждения, соблазняющего: «Еще рано, и дорога хорошая — успеем!».

12. Если человек в Шаббат Святой ночует в пути в гостинице, и у него при себе деньги, то, если он может отдать их на хранение или спрятать, запрещено ему держать их в кармане, поскольку они мукце. А если он боится, что их у него украдут, пусть в пятницу зашьет их в одежду и тогда в Шаббат сидит дома, не выходя в этой одежде туда, где нет эрува. Однако, если есть основания опасаться, что именно из-за того, что он сидит весь день дома и не выходит, грабители догадаются, что у него есть деньги, и отнимут их — разрешается выходить в одежде, в которую они зашиты14 . Но если они просто у него в кармане — это запрещено в любом случае. (См. в главе 189 дополнительную информацию о том, чего следует остерегаться в дороге).


1 Километр — так сказано в «Маген Авраам» и не сказано в МБ.

2 Когда он готовится к выходу.

3 Но на расстоянии, меньшем парса, не следует упоминать Имя Б-га в конце благословения. Если же человек идет по такому месту, в котором всегда в пределах парса найдется жилое место, МБ сомневается, следует ли упоминать Имя Б-га в конце благословения.

4 Если он в пределах парса от города, произносит это благословение без завершения.

5 Если же это невозможно, он может произнести это благословение и отдельно.

6 Если остановка в пути заставит его волноваться, он может произнести это благословение на ходу или сидя. (Если человек едет на чем-то, ему не нужно сходить на землю, а достаточно остановиться).

7 И пусть возьмет с собой талит и тфиллин.

8 Некоторые относятся к этому закону серьезнее, считая, что он действует до слов: «…на сердце твоем…».

9 Если человек едет верхом, правильно было бы отнестись к этому требованию серьезно и остановиться. (Относительно езды на машине, обратитесь к сочинениям мудрецов последнего времени).

10 В МБ написано: «В тех местах, где нужно кланяться, хорошо бы, чтобы он мог склониться стоя, а также отойти на три шага назад. И тот же закон относится к идущему: он должен не забыть остановиться ненадолго в тех местах, где следует кланяться и отходить на три шага.»

11 Некоторые относятся к этому серьезнее, считая, что, произнося первое благословение, надо остановиться или остановить лошадь. И следует отнестись к их мнению серьезно.

12 Но для того, чтобы читать «Шма» с благословениями и накладывать тфиллин, следует подождать, пока придет их время, даже если это произойдет уже в дороге. (См. выше, глава 18 и глава 17). В еврейском мире принято и для чтения «Шмонэ Эсрэ» ждать времени чтения «Шма» и тфиллин и молиться в дороге, чтобы прочесть «Шмонэ Эсрэ» сразу после «Избавления» — благословения после «Шма».

13 По мнению МБ, в доме нееврея устраивают Зимун, но в том случае, если люди едят в гойской гостинице, днем и случайно, не устраивают Зимуна, и в этом случае лучше бы троим не есть вместе.

14 Если он не зашил их, может вынести их не так, как принято в будни, например, между одеждой и телом.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.