Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Говорят, мы можем что-то сделать для умерших близких…

Темы: Награда и наказание, Цдака, Душа, Кадиш, Заповеди, Суд, Хесед, Изучение Торы, Смерть, Жизнь

Отложить Отложено

Говорят, что для умерших близких можно что-то сделать, как-то помочь. Что имеется в виду, и как это понять? N.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая N.,

Известно (см., например, в начале книги рава Хаима Виталя[1] «Шаарей Кдуша»), что человек, его собственная суть, — не тело, а душа. Тело же — лишь одежда, подходящая душе.

И потому с уходом из жизни существование человека не заканчивается, он только снимает одежду этого мира и переходит в другое бытие.

Это новое существование — продолжение жизни, обусловленное всей совокупностью действий и обретений человека в прошлом. Но теперь душа, свободная от материальной оболочки и вышедшая из мира сокрытия, узнает истинный смысл всего, что с ней происходило и что она совершила. Полнота ее ощущений также безмерно возрастает.

Человек начинает путь спусков и подъемов. Его судят, затем следует спуск для воздаяния за проступки и искажение цели, ради которой он пришел в мир, и для очищения. И подъем — вследствие его заслуг или после наказания и искупления.

Путь этот труден для души. В особенности, в течение первого Суда, до 12 месяцев после ухода из мира. Позже душу возвращают на Суд, например, в день годовщины ухода (по еврейскому календарю).

Человек не может совершить новых действий или изменить последствия старых после ухода из этого мира. И потому не способен сам повлиять на ход Суда и очищения. Душа жаждет подняться, быть в сени Всевышнего, приблизиться больше, но в том мире нет действия и выбора. (При жизни же можно качественно изменить даже то, что уже совершено, посредством раскаяния).

Однако действия людей, живущих в нашем мире, могут повлиять на положение души умершего. И, прежде всего, — дела его детей, внуков и т.д. Поскольку в них вложены его силы и стремления, они его «поросль», продолжение, их дела отчасти засчитываются как дела самого умершего. Правильное действие поднимает душу умершего, становится его защитником, неправильное — опускает душу и становится обвинителем. В силах живых — помочь приблизить души ушедших к жизни. Об этом сказано в Мишлей царя Шломо (Притчах царя Соломона; 16:15): «В свете лика царя — жизнь…»

Некоторые действия, совершаемые ради души умершего, особенно помогают возвышению его души (עילוי נשמה, «илуй нешама»):

  1. Чтение Кадиша за умершего в местах, предназначенных для молитвы, в миньяне (кворум, необходимый для общественной молитвы — не менее десяти взрослых евреев-молящихся). Кадиш — это просьба об освящении и возвеличении имени Всевышнего в мире. А очищение и возвышение души увеличивает раскрытие славы ее Создателя. Особенно важен Кадиш в течение года после ухода (сами сыновья обычно читают Кадиш только 11 месяцев) и в день годовщины ухода, йорцайт (как упоминалось, по еврейскому календарю).
  2. Изучение Торы ради возвышения души умершего (особую помощь душе дает изучение Мишны, буквы, составляющие слово «Мишна» — мэм, шин, нун, hэй — те же, что и буквы, составляющие слово «нэшама» — «душа»: משנהנשמה).
  3. Помощь нуждающимся (хесед, цдакаחסד, צדקה). Благодаря тому, что в этом мире помогают вызволить ближнего из стесненного положения, в том мире выводят душу из теснины.
  4. Пожертвования за душу умершего — на помощь в соблюдении заповедей, на изучение Торы, на книги, места молитвы и учебы и пр. Изучение Торы, соблюдение других заповедей, любая служба Всевышнему, ставшая возможной благодаря этим пожертвованиям засчитывается в заслугу душе умершего, как будто она тоже участвует в этом служении, как будто без нее полнота служения была бы невозможна.

С уважением, Эльяким Залкинд


[1] Раби Хаим бар-Йосеф Виталь (5303-5380 /1543-1620, Цфат, Дамаск) — один из величайших каббалистов всех поколений.

Материалы по теме


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше