Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Неужели в Пурим нужно действительно напиться?

Темы: Вино, Провидение, Пурим, Галут, Уважение, Зависимости, Любовь к Б-гу, Комментарии

Отложить Отложено

Что-то у меня в голове не укладывается, неужели в Пурим нужно действительно напиться? Заранее благодарен, Михаэль

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Михаэль,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Вы задаете очень верный вопрос. Давайте согласимся, что одно из самых непонятных мест во всем Талмуде для русскоязычного еврея — это предписание напиться в Пурим до такого состояния, чтобы не отличать «благословен Мордехай» от «проклят Аман» (Мегила 7 б). Всем нам, выросшим в культуре, неотъемлемой частью которой является распитие спиртных напитков, и хорошо знакомым с негативными последствиями, к которым это приводит, удивительно: как Талмуд может повелевать такое?

Давайте разделим ответ на две части. Сначала попробуем очертить границы данного повеления согласно еврейскому Закону. Для этого нам будет необходимо вникнуть в то, что сказано об этом в Талмуде, окунуться в море комментариев к Талмуду, которые помогут раскрыть смысл сказанного. Ну, а затем рассмотреть, как эта заповедь приводится в Шулхан Арухе[i] и что предписывают современные галахические авторитеты.

А во второй части попробуем найти ответ, в чем же всё-таки глубинный смысл этой, на первый взгляд, странной заповеди.

Трагедия с мудрецами Талмуда

Талмуд в трактате Мегила (7 б) говорит: «Человек обязан пить в Пурим, пока не перестанет отличать “проклят Аман” от “благословен Мордехай”».

Далее Талмуд приводит историю о том, как два мудреца (Раба и раби Зейра) устроили на Пурим совместную трапезу и, когда напились, один мудрец убил другого… Наутро убийца ужаснулся тому, что произошло, и прибег к «неконвенциональной медицине», т. е. помолился — и его товарищ вернулся к жизни.

На следующий год он предложил товарищу снова устроить совместную праздничную трапезу, но тот вежливо отказался, обосновав отказ так: нельзя полагаться на то, что чудо произойдет вновь.

Три варианта толкования этой истории

Комментарии к этой истории можно поделить на три основные группы. Все они отвечают на вопрос, почему вслед за повелением напиться в Пурим Талмуд сразу приводит рассказ о неудачной трапезе мудрецов.

Так, один из ришоним[ii] (ранних комментаторов), Рабейну Эфраим[iii], говорит: из того, что Талмуд приводит рассказ о страшных последствиях опьянения сразу же после предписания напиться в Пурим, мы можем сделать вывод: предписание напиться в Пурим больше не является обязательным (Ран[iv], Бааль а-Маор[v], Меири[vi]).

Противоположное мнение принадлежит Рифу[vii], который в своем комментарии приводит только те части Талмуда, которые имеют практическое значение. Он приводит только само повеление напиться в Пурим — без каких-либо поправок. Из этого можно сделать вывод: рассказ, может, и является назидательным примером того, к чему ведет чрезмерное употребление спиртных напитков и насколько нужно быть осторожным, но само предписание напиться в Пурим остается в силе.

Третья группа комментаторов занимает промежуточную позицию и полагает: заповедь напиться в Пурим остается в силе, но нет необходимости доходить до состояния, когда не отличаешь «проклят Аман» от «благословен Мордехай». Достаточно выпить больше, чем обычно (Коль Бо[viii], Орхот Хаим[ix]). Эта позиция «золотой середины» обусловлена тем, что рассказ об убийстве не «отменяет» полностью повеление напиться, как считает первая группа комментаторов, а «уравновешивает» его и учит более умеренному выполнению этой заповеди.

Альтернативные способы выполнения этой заповеди

Как было сказано, Талмуд предписывает пить до тех пор, пока не перестанешь отличать «проклят Аман» от «благословен Мордехай». Комментаторы, которые занимают промежуточную позицию, говорят, что это предписание можно выполнить и другими способами.

Так Рамбам[x] (Законы Мегилы 2:16) говорит, что человек должен пить в Пурим, пока его не начнет клонить в сон и он не уснет. Маариб, которого цитирует Рамо[xii], говорит: когда человек спит, он точно не отличает «проклят Аман» от «благословен Мордехай».

Агуда[xiii] (Мегила 6) говорит о том, что числовые значения (гематрия) слов «проклят Аман» и «благословен Мордехай» равны и составляют 502. И пить надо до такого состояния, пока не сможешь посчитать гематрию этих слов. Понятно, что для этого нужно выпить гораздо меньше — особенно тем, кто вырос в эру калькуляторов, когда люди уже практически разучились считать в уме.

Автор книги «Эшколь»[xiv] говорит, что была такая песня, в припеве которой один раз пели «проклят Аман», а в другой раз — «благословен Мордехай». И нужно было пить до тех пор, пока не запутаешься с порядком куплетов. Для этого также не было необходимости сильно напиваться.

Как же устанавливается закон?

Шулхан Арух (Орах Хаим 695:2) устанавливает закон в соответствии с мнением Рифа и говорит, что в Пурим нужно пить, пока не перестанешь отличать «проклят Аман» от «благословен Мордехай». Рамо, в свою очередь, говорит, что достаточно выпить больше, чем обычно, и заснуть. Мишна Брура[xv] (695:5) полагает, что так и нужно поступать.

Знатоки еврейского Закона предупреждают нас: ни в коем случае не следует думать, что предписано напиться до потери человеческого образа, начать вести себя неподобающе. Пурим — это не праздник беспредела и безответственности.

Поэтому человек должен отдавать себе отчет, как алкоголь влияет на него, и пить так, чтобы не нарушить затем другие заповеди и не повести себя недостойно. Главное — делать это ради Небес (Хаей Адам[xvi], Беур Галаха[xvii]).

В чем же смысл этой странной заповеди?

Выпить в Пурим — постановление мудрецов в память о том, что чудеса, в честь которых установлен Пурим, происходили во время трапез с вином. Так, Вашти не выполнила приказ царя во время пира — и на ее место пришла Эстер. Падение Амана произошло во время пира у Эстер, на который были приглашены Ахашверош и Аман.

Но на самом деле у этой заповеди есть и более глубокий смысл. Известно, что имя Творца ни разу не упомянуто в Мегиле (Свитке Эстер), где описаны все события, в честь которых установлен Пурим. Тем не менее, всем известно, что за всеми сложными переплетениями событий стоит именно Творец, просто Он «находится за кулисами».

Раби Цадок а-Коэн[xviii] и Маараль[xix] задаются вопросом: что же мешает нам увидеть и осознать это? И отвечают: наше сознание. Например, возьмем любой выпуск новостей. Опытные комментаторы, аналитики и обозреватели смогут по полочкам разложить для нас причинно-следственные связи всех происходящих событий. Да и мы сами часто решаем высказать свое видение происходящего.

Но давайте ответим себе честно: действительно ли это реальные причины событий? Знают ли все эти специалисты, каким будет следующий шаг? На самом же деле всё это — часть продуманного плана Творца, Его провидение ни на минуту не оставляет нас, и Он стоит за всем и управляет всем. А наша проблема в том, что не можем всё это увидеть и осознать.

Поэтому в Пурим мы пьем больше обычного, чтобы на какой-то момент убрать то, что мешает нам увидеть Б-жественное провидение. Выпив, мы частично «отключаем» сознание, которое мешает нам. Так мы приоткрываем занавес и ясно видим: нет ничего, кроме Всевышнего!

Еще один момент, который важно отметить: после чудес, в честь которых мы празднуем Пурим, еврейский народ всё еще оставался под властью Персидской империи. Поэтому уникальность тогдашнего спасения в том, что евреи получили возможность познать Творца и Его провидение даже во время тьмы, в тяжелых условиях и испытаниях. Это своего рода избавление (геула) во время изгнания (галута). Поэтому в Пурим мы пьем больше обычного, чтобы почувствовать, что даже за тьмой и испытаниями можно увидеть свет Творца. Т. е. вместо того, чтобы созерцать реальность тьмы и безысходности, мы «переключаемся» на другую реальность, освещенную бесконечным светом Творца. А потом уже это ощущение не покидает нас и в будни.

В заключение приведем слова рава Шломо-Залмана Ойербаха[xx], который рассматривает известное высказывание мудрецов о том, что в будущем все праздники будут отменены, но Пурим останется в силе. Рав Ойербах говорит, что и Пурим станет необычным — не надо будет напиваться. В свете сказанного это очевидно: во-первых, если мы пьем, чтобы увидеть провидение Всевышнего, которые сокрыто нас, то в будущем, после прихода Машиаха, всё будет ясно и очевидно. Во-вторых, если мы пьем, чтобы найти свет Творца и во тьме, то после прихода Машиаха тьмы не будет, всё озарится Б-жественным светом.

С уважением, Яков Шуб

 

 

[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.

[ii] Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.

[iii] Рабейну Эфраим (конец 11 — начало 12 века, Северная Африка) — комментатор Талмуда, исследователь Мишны и Тосефты, специалист по грамматике иврита, ученик Рифа.

[iv] Раби Нисим бар-Реувен (Ран; ок. 5070 - ок. 5135 / ок. 1310 - ок. 1375) — глава своего поколения мудрецов Испании, выдающийся законовед и комментатор Талмуда.

[v] Раби Зрахия бар-Ицхак а-Леви (Бааль а-Маор; ок. 4891-4946 / ок. 1131-1186, Испания — Прованс) — выдающийся законоучитель.

[vi] Раби Менахем бар-Шломо Меири (5009-5076 /1249-1316, Прованс) — один из наиболее значительных комментаторов Талмуда.

[vii] Раби Ицхак бар-Яаков Альфаси (Риф; 4773-4863 /1013-1103, Северная Африка — Испания) — один из величайших еврейских законоучителей всех времен.

[viii] Автор книги «Коль Бо» неизвестен. Это один из авторитетных ашкеназских законоучителей, Германия, 13 в.

[ix] Книга «Орхот Хаим» (ивр. «Пути жизни») написана Рабейну Ашером бен-Йехиэлем (Рош, ок. 5010-5088 / 1250-1327, Германия — Испания). Автор — общепризнанный глава мудрецов диаспоры во времена Средневековья, один из величайших законоучителей всех времен.

[x] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[xii] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 / ок. 1530-1572) — один из величайших раввинов и законоучителей; автор книги «Мапа» («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон (галаха) для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.

[xiii] Раби Александр бар-Зуслин Кац (убит в 5109 /1349, Германия) — выдающийся законоучитель. Составил краткий законодательный сборник «Агуда» (Объединение). Материал в сборнике организован в соответствии с тематическим порядком Талмуда. В нем приводятся только готовые галахические решения, без обсуждений. Книга раби Александра Каца стала для ашкеназских общин одним из основных источников закона, ее часто цитируют выдающиеся ашкеназские законоучители — Маариль, Маарай, а также Рамо. Раби Кац погиб, освятив Имя Б-га, в одном из погромов, когда во время эпидемии чумы евреев Германии обвинили в отравлении колодцев.

[xiv] Раби Авраам бар-Ицхак, Раавад а-Шени (Раавад — аббревиатура слов рав ав бейт-дин, глава еврейского суда, а-Шени — второй; 4870-4939 /1110-1179) — один из первых выдающихся законоучителей Прованса, автор галахического кодекса «А-Эшколь».

[xv] «Мишна Брура» (Ясный закон) — галахический кодекс, который составил раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зэев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения.

[xvi] Кодекс «Хаей Адам» составил рав Авраам Данциг (5508-5581 / 1748-1820, Польша, Литва) — выдающийся законоучитель, судья раввинского суда Вильно во времена Виленского Гаона. «Хаей Адам» разбирает все религиозные законы о молитвах, благословениях, субботе, праздниках и т. п.

[xvii] «Беур Галаха» (Обоснование закона) — часть кодекса «Мишна Брура», см. выше, в которой подробно объясняется, почему закон установлен именно таким образом.

[xviii] Раби Цадок бар-Яаков а-Коэн Рабинович (раби Цадок а-Коэн; 5583-5660 /1823-1900, Белоруссия, Польша) — хасидский наставник.

[xix] Раби Йеуда-Лива бар-Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272-5369 / 1512-1609) — выдающийся законоучитель, мыслитель и каббалист; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии. Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота.

[xx] Раби Шломо-Залман бар-Хаим-Йеуда-Лейб Ойербах (5670-5755 /1910-1995, Иерусалим) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров прошлого поколения.

 

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ