Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какое благо несет в себе закон о взаимном поручительстве?

Темы: Видуй, Цель творения, Награда и наказание, Грех, Душа, Ответственность, Добро и Зло

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины. Пишу вам письмо, потому что пришёл в голову простой и очевидный вопрос, который постараюсь изложить ясно. Надеюсь, что и кто-то из вас ответит мне на него тоже достаточно ясно и доступно.

Известно, что у Синая был дан закон взаимного поручительства всем, кто стоял у подножия горы. Но в связи с этим возникает вопрос, и он такой: для чего дан именно такой принцип жизни народа Йисраэль? Если точнее пояснить направление мысли, то: каким образом этот принцип веры сопутствует изначальному замыслу Всевышнего (одарить человека добром)? С уважением, Габриэль

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Габриэль!

Спасибо за интересный вопрос.

Стоит посвятить бОльшую часть ответа разбору самого закона о взаимном поручительстве, чтобы было ясно, о чем идёт речь. Тогда будет легче понять, как этот закон способствует воплощению замысла Творца одарить человека благом.

Наши мудрецы, благословенна память о них, приводят в Талмуде (Санхедрин 27 б; Швуот 39) стих (Ваикра 26:37): «И споткнутся друг о друга, как от меча, хотя не преследует никто; и не будет у вас силы противостоять врагам вашим» и поясняют: имеется в виду, что евреи споткнутся один о грехи другого…

То есть грехи одного человека влияют на всех его собратьев, а не являются только его личной проблемой. И на основании этого мудрецы приводят лаконичную формулировку закона взаимного поручительства: «Все евреи — гаранты друг другу» или более красиво: «Все евреи в ответе друг за друга».

Кто такой «гарант»? Это человек, который обязуется заплатить долг ближнего, если тот не сможет заплатить его сам. И, соответственно, «все евреи — гаранты друг другу» означает, что каждый еврей в ответе не только за свои грехи, но и за грехи соплеменников. И, значит, на каждого еврея возложена ответственность за то, как исполняют заповеди все остальные евреи. И он даже может быть наказан Небесами за грехи ближнего.

Мидраш приводит в связи с этим известное сравнение: «Все евреи — одна душа, и если один из них согрешил, все в ответе за него. Чему это подобно? (Представим) людей, которые плывут на корабле, а один из них начал сверлить под собой отверстие… Сказали ему: “Глупец! Ты сверлишь под собой, но проникнет вода и погибнем мы все!”»

Пример такого коллективного наказания находим в книге Йеошуа (7), когда Ахан, сын Карми, взял себе вещи из заклятого (военной добычи, которую по приказу Всевышнего следовало уничтожить). В результате чего 36 человек погибли в битве при городе Ай.

Всевышний говорит об этом так (стих 11): «Согрешил Исраэйль, да и преступили завет Мой, который Я завещал им, и взяли из заклятого, и крали, и (после) отрицали, и положили в вещи свои. (За то) и не смогут сыны Исраэйля устоять пред врагами своими; тыл обратят они врагам своим, ибо стали они (сами) заклятыми; не буду более с вами, если не истребите заклятого из среды вашей».

Комментаторы поясняют: хотя согрешил только Ахан, Всевышний говорит, что согрешил весь народ — поскольку не удержали Ахана от греха.

Талмуд приводит спор мудрецов о том, за какие грехи мы несем коллективную ответственность: только за те, которые «открыты» глазу, или за скрытые тоже. В качестве основного принято мнение, что мы в ответе только за явные грехи, причем только в тех случаях, когда существует возможность остановить грешника.

Это — что касается наказания. Кроме того, еврейский Закон на основании этого же принципа постановляет: в определенных случаях один человек может произнести благословение вместо другого, который не может произнести его сам (достаточно, чтобы тот, кто не может произнести, его слышал и намеревался, слушая, исполнить свою обязанность — благословить).

Обычно, если человек не обязан произносить какое-либо благословение, то ему и запрещено его произносить («напрасное благословение»),  но в данном случае дело обстоит иначе: произнося это благословение, человек помогает другому выполнить его обязанность. Причем это касается только благословений перед исполнением заповеди, к благословениям перед едой это не относится. Причину различия объясняет Раши[i] (комментарий к Рош а-Шана 29а): «Ведь в заповедях мы в ответе друг за друга».

На основании этого же принципа книга «Сэфэр Хасидим»[ii] объясняет, почему, произнося видуй (молитву с признанием своих грехов), мы говорим «мы», а не «я» — так как мы ВСЕ в ответе за грехи каждого.

Теперь можно ответить на Ваш вопрос. Хотя, с одной стороны, есть опасность, что из-за взаимного поручительства мы можем быть наказаны за грехи, которых не совершали, с другой стороны, оно призвано заинтересовать окружающих оградить нас от наших грехов. Не будем также забывать, что мы в ответе за других, только когда существует возможность остановить грешников. Получается, что шансы избежать греха благодаря взаимному поручительству намного выше, чем шансы быть наказанным за чужой грех.

Более того. Раби Моше Кордоверо[iii] в книге «Томер Двора» (гл. 1) пишет: так как души всех евреев включают в себя одна другую (ведь все они вышли из одного Возвышенного Источника), то весь еврейский народ — родственники друг другу. Поэтому все евреи в ответе друг за друга. Ведь если один человек грешит, он «портит» свою душу и «портит» часть души ближнего, которая в нем.

И поэтому человеку следует желать добра окружающим, ведь они — это он сам. И потому нам заповедано: «И возлюби ближнего как самого себя» (Ваикра 19:18). Из этого можно сделать вывод, что, если мы являемся частью общины Израиля, то не только грехи, но и заслуги окружающих могут быть «записаны и на наш счёт».

С уважением, Менахем Эпель

 

 

[i] Раби Шломо Ицхаки; 4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии, великий комментатор Танаха и Талмуда.

[ii] «Книга благочестивых», написана раби Йеудой Хасидом — выдающимся еврейским мудрецом и знатоком сокровенных разделов Торы (4910-4977 / 1150-1217, Германия).

[iii] Раби Моше бар-Яаков Кордоверо (Рамак) — один из величайших каббалистов всех поколений (5282-5330 / 1522-1570, Цфат).

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его