Из цикла «История еврейского народа», темы: Идолопоклонство, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Власть, Рим
После изгнания Архелая Иудея была, присоединена к Сирии, но фактически ею правил наместник, находящийся в Кейсарии. Первые римские наместники старались не задевать религиозных чувств евреев и не вмешивались во внутренние дела, решаемые Санхедрином. Но наместники по собственному усмотрению назначали и смещали первосвященников, получая от претендентов на этот пост богатые подношения. Таким образом священный пост в руках чужестранцев превратился в предмет торговли.
Один из наместников, Граций, в течение одиннадцати лет правления сменил пять первосвященников. Поэтому в народе начали называть канцелярию первосвященника плахедрин, что означает — канцелярия правительственного чиновника, потому что теперь народ видел в этих «избранниках» обычных ставленников римской администрации. Некоторые семьи коаним старались превратить первосвященство в свою привилегию и с помощью римских покровителей использовали эту высочайшую должность для оказания давления на народ, требуя и вымогая у него пожертвования на личные цели. Поэтому народ справедливо начал считать своим духовным лидером не первосвященника, а руководителя главного Бейт Мидраша — Дома Учения, который исполнял также обязанности главы Санхедрина. Так за десятилетия до разрушения Храма Бейт Мидраш заменил оскверненный Храм в качестве центра духовной жизни еврейского народа.
После смерти Гилеля главой Санхедрина стал его сын Шимон. Ему наследовал рабан Гамлиэль Азакен.
После Грация римским наместником в Кейсарии был назначен Понтий Пилат, жестокий и алчный любитель взяток. Пренебрегая чувствами местного населения, он внес в Иерусалим знамена римской армии с изображением императора. Народные представители обратились к наместнику с просьбой убрать знамена с улиц святого города, но Пилат вместо этого расставил возле них солдат. Еврейские посланцы заявили, что они согласны умереть ради исполнения заповедей Торы, и Пилат, не желавший, чтобы начало его правления было отмечено многочисленными жертвами, пошел на компромисс и убрал римские флаги с улиц святого города. При Пилате угнетение народа еще больше усилилось. Налоги постоянно возрастали. Чем тяжелее становилась жизнь населения порабощенной страны, тем более усиливалась вера людей в скорый приход Машиаха, который освободит их от власти чужеземцев. По дорогам Иудеи бродили пророки, предсказывающие скорое Избавление. Одним из претендентов на роль Машиаха был Ешу (Иисус) из Нацерета (Назарета). Вначале он пророчествовал в Галилее, на своей родине, а в 3795 году (35 году н.э.) в сопровождении огромного количества людей, веривших в его миссию, пришел на праздник Песах в Иерусалим. Ешу называл себя Машиахом и еврейским царем. По закону Торы лжепророк заслуживает смерти, однако с упразднением Санхедрина евреи потеряли возможность осуждать преступников на казнь. Толпы поклонников Ешу быстро росли, и это начало беспокоить власти. Римские солдаты схватили его и привели к Пилату, который после короткого разбирательства постановил распять на кресте возмутителя общественного спокойствия.
После смерти вождя многие из его последователей бежали из Иерусалима. Однако через некоторое время из уст в уста начал распространяться слух о том, что казненный Машиах восстал из могилы и воскрес. Эта легенда подействовала на воображение многих людей, и число последователей Ешу увеличилось. Первые христиане (так называли себя основатели новой религии) были евреями и выполняли все заповеди Торы, веря при этом в особую духовную миссию своего вождя Машиаха. Но впоследствии их вера распространилась и среди других народов, не принявших на себя исполнение заповедей. Длительный период существовало два типа христиан: евреи и неевреи, пока еврейское течение в христианстве совершенно не прекратилось. Часть евреев вернулась к Торе, другая же часть полностью растворилась среди народов мира.
Жестокость и наглость римского наместника Понтия Пилата росли с каждым годом. Он продолжал оскорблять религиозные чувства своих подданных. Жалобы на него поступали не только от евреев, но и от представителей других народов. Поэтому Виталий, римский наместник в Сирии, снял Пилата с занимаемого поста, и некоторое время Иудея находилась под непосредственной властью Виталия. Этот человек с уважением относился к еврейским святым местам и старался не оскорблять религиозных чувств местного населения.
Самым тяжелым для еврейского населения Римской империи было правление императора Калигулы. Этот римский император настолько возгордился, что потребовал от всех народов, входящих в его огромную империю, преклоняться перед его статуей, как перед божеством. Калигула замыслил воздвигнуть свою статую в Иерусалимском Храме и приказал римскому наместнику Петронию силой заставить евреев выполнить его желание. Евреи ответили на это огромной демонстрацией протеста. Толпа мужчин, женщин и детей пришла к дому Петрония, умоляя его избавить их от унижения, и, когда Петроний сказал, что если они не согласятся на установку статуи Калигулы добровольно, он применит силу, евреи воскликнули: «Не дадим вам поставить эту статую до тех пор, пока все не умрем». Петроний не хотел крови и, рискуя навлечь на себя страшный гнев императора, который мог стоить ему жизни, написал Калигуле письмо с просьбой отменить приказ, чтобы избежать убийства тысяч евреев.
В свою очередь, евреи различными способами пытались склонить императора к отмене своего решения. Для этого они обратились к Агриппе, сыну Аристобула и внуку Мирьям и Ирода. Агриппа воспитывался в Риме и был близким другом Калигулы еще со времен правления императора Тиберия. Евреи знали, что, вступив на престол, Калигула даже распорядился почтить Агриппу титулом «царя». По просьбе своего друга Калигула отказался от плана поставить статую и Храме. Уже после того как Калигула отправил гонца к Петронию, он получил его письмо, в котором наместник просил императора отменить свой приказ. Это письмо привело императора в ярость. Он усмотрел в нем превышение полномочий наместника, приговорил Петрония к смерти и приказал ему покончить жизнь самоубийством. Но, к счастью для Петрония, Калигула был убит, и весть о его смерти пришла в Иудею раньше страшного приказа императора. Так Всевышний спас от смерти человека, вставшего на защиту Его народа.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего