Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек не только оправдывает свои дурные склонности, но еще и выдает их за особые заслуги и достоинства, требуя за это уважения к своей персоне.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

Как в иудаизме объясняется разложение тела?

Темы: Первородный грех, РАМХАЛЬ, Духовность, Смерть, Жизнь, Материальность, Адам

Отложить Отложено

Как в иудаизме объясняется разложение тела?

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Спасибо за вопрос. Начнем с самого начала. О сотворении Адама сказано в Торе (Берешит 2:7): «И сформировал Господь Б-г человека — прах из земли, и вдохнул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (перевод буквальный, несколько отличается от общепринятого).

Здесь идёт речь о соединении души и тела, причем «дыхание жизни» — это душа, а «прах из земли» — тело. Далее Тора рассказывает о грехе Адама, затем — о наказании, которое он получил, и здесь же упоминается разложение тела (Берешит 3:19): «В поте лица твоего есть будешь хлеб, доколе не возвратишься в землю, ибо от нее ты взят. Ибо прах ты и в прах возвратишься».

Рассмотрим эти стихи подробнее. Для ясности изложения построим анализ в виде вопросов и ответов.

1) О сотворении тела сказано «прах из земли», но ведь плоть совсем не напоминает землю?

В книгах еврейских мыслителей сказано, что все творения этого мира, в том числе и человеческое тело, созданы соединением четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли — праха (см. в частности «Законы основ Торы» Рамбама, гл. 4). Комментаторы объясняют, что прах является основным элементом в теле человека, поэтому, когда речь идет о создании и разложении тела, упоминается только он. Тогда как на самом деле разложение тела представляет собой его распад на все четыре элемента.

2) Возврат тела в первоначальное состояние упоминается только после рассказа о грехе Адама. Каким образом грех повлиял на тело человека?

Приведу ответ, основанный на комментарии Ор а-Хаим (к Берешит 3:19). Он пишет: если бы Адам не согрешил, то в награду за соблюдение заповеди Всевышний усилил бы его духовную составляющую так, что и тело бы «очистилось», и материя бы «одухотворилось» и сама стала подобной душе.

А грех привел к двум последствиям. Во-первых, он усилил материальную составляющую в человеке, ещё более «материализовал» тело — так, что его «одухотворение» стало невозможным. Во-вторых, свет души человека померк, у неё теперь недоставало сил, чтобы превратить материю в духовность. Поэтому, когда Адаму после греха было сказано, что он возвратится в землю, ибо от нее взят, Тора объясняет, почему этот приговор вынесен именно сейчас: «Ибо прах ты и в прах возвратишься» — поскольку после греха тело стало настоящим прахом, который не может «одухотвориться».

Подобное же объяснение приводит и Виленский Гаон в своем комментарии «Адэрет Элияу». И добавляет, что в свете сказанного возврат в землю — это не проклятие, а естественное следствие греха. Доказательство тому — история Ханоха и пророка Элияу, которым удалось настолько «одухотворить» свое тело, что они, как известно, не вернулись в землю. А если бы это было проклятием человечеству, то и они не смогли бы его избежать.

3) В чем истинная причина распада тела именно после греха?

Мы видели, что разложение тела — это прямое следствие греха. Но можно продолжить и спросить: зачем Всевышний сотворил человека таким образом, что, если он согрешит, его телу придется вернуться в землю?

Обратимся к фундаментальной для еврейского мировоззрения книге Рамхаля «Путь Творца», которая отвечает на этот вопрос. Цитирую с сокращениями (часть 1, глава 3):

«И действительно, если бы Первый человек не согрешил, он достиг бы того, что его душа постепенно очистила бы тело до необходимого уровня и оно удостоилось бы вместе с душой вечного наслаждения.

Но поскольку Первый человек согрешил, всё это подверглось большому изменению… теперь для достижения совершенства человеку необходимо двойное усилие. Ведь необходимо, чтобы человек и мир вернулись сначала к положению, в котором были до греха. А впоследствии человек сможет возвыситься из этого положения к совершенству, к которому ему надлежит подняться.

И, кроме всего этого, постановил Праведный Судия, что с этих пор не смогут ни человек, ни мир достичь совершенства, находясь в испорченной форме, то есть в форме, которая есть у них сейчас, в которой приумножилось зло. Но они будут вынуждены пройти через разрушение, а именно: смерть для человека и разрушение для всех других реалий, испорченных вместе с ним.

Душа сможет очистить тело только после того, как сначала выйдет из него и тело умрет и разрушится. И тогда будет вновь построено новое здание и войдет в него душа и очистит его. Также вся нынешняя форма мира будет разрушена, и он обретет иную форму, подобающую совершенству.

Поэтому установлено человеку умереть и ожить вновь, и это — воскресение мертвых. А миру установлено разрушиться и обновиться…»

На этом можно было бы закончить ответ. Но есть ещё, так сказать, вопрос-бонус:

Есть свидетельства очевидцев, что тела некоторых праведников не разложились в могиле. Как это согласуется со всем вышесказанным?

В качестве возможного ответа приведу вкратце историю из Вавилонского Талмуда (Шабат 152 б). Там рассказывается о землекопах, которые, работая на земельном участке рава Нахмана, случайно наткнулись на могилу. Причем погребенный отругал их за бесцеремонное к себе отношение. Рабочие пришли и рассказали об этом раву Нахману. Тогда он сам пошел знакомиться с обитателем могилы.

В процессе беседы рав Нахман спросил у Ахая бар-Йашии (так звали собеседника), почему его тело сохранилось вопреки тому, что сказано в книге Коэлет (12:7) «И прах возвратится в землю, чем он и был…» На что тот ответил стихом из Мишлей (14:30): «…гниль костей — зависть». И пояснил: «Кости всякого, у кого есть зависть в сердце, — гниют, а кости того, у кого нет зависти в сердце — не гниют». В заключение рав Нахман спросил: а как же сказано: «Ибо прах ты и в прах возвратишься»? На что Ахай бар-Йашия ответил: это произойдет за час до воскрешения мертвых.

То есть, видимо, праведники, тела которых сохраняются в могиле, никогда никому не завидовали.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше