Темы: Еврейские знакомства, Знакомства, Хана Лернер, Отношения до брака
Добрый день. В одном из Ваших ответов читателю я нашел такие строки: «…Кроме того, дополнительная информация: с точки зрения Торы дружбы между парнем и девушкой не существует. С уважением, Хана Лернер». Не могли бы немного шире раскрыть эту тему «дружбы между парнем и девушкой не существует», что и где говорит Тора по этому поводу. Заранее благодарен Вам за ответ. С ув., Александр
Уважаемый Александр,
Ваш вопрос очень хороший, потому что такое явление как дружба между мужчиной и женщиной прочно вошло в нашу жизнь. Мы выросли в обществе, где тесное повседневное общение между мужчиной и женщиной, не состоящими в браке, часто было нормальным обыденным явлением. «Эмансипация» попыталась стереть различия между мужчиной и женщиной. Женщины стали похожи на мужчин, мужчины на женщин. Исчезли или стали более приглушёнными различия во внешнем виде, в родах деятельности, в домашних обязанностях и т.д.
С точки зрения Торы различие между мужчиной и женщиной следует подчёркивать, способствовать реализации, развитию у женщины её природной женственности, а у мужчины — его мужественности. В религиозном обществе девочки и мальчики с трёх лет воспитываются по-разному. Акцент делается на уникальности природы и предназначений мужчины и женщины. У женщины — больше мягкость, умение быть преданной женой и любящей матерью. У мужчины — больше способность брать на себя ответственность, принимать решения.
На Ваш вопрос о дружбе можно было бы ответить вопросом: какое содержание Вы вкладываете в понятие «дружба»? Если это — спросить совета у человека, который более компетентен в каких-то вещах, если это просьба о какой-то реальной помощи, всё в порядке. Но если дружба заключается в том, чтобы делиться своим душевным состоянием, что очень сближает людей, в частом совместном времяпровождении, то постепенно отношения переходят на другой уровень. В какой-то момент друг может занять место будущего или существующего мужа, и точно так же — подруга.
У мудрецов есть предписание тирхак ми-двар киур о домэ лэ-зэ — «отделяться от отвратительного или подобного ему». Это сказано о близких отношениях между мужчиной и женщиной, которые не являются мужем и женой. Кроме того, таково одно из правил скромности. Нескромно, когда парень с девушкой, которые не собираются построить семью, активно общаются друг с другом. В Законе есть также понятие мар-ит аин: следует учитывать, как то или иное действие «выглядит в глазах людей». Нельзя делать то, что может выглядеть как нарушение Закона. Т.е. люди, глядя на парня и девушку, которые дружат, могут подумать, что те находятся в близких, интимных отношениях.
В еврейской семье муж общается с женой, все его душевные, эмоциональные и сексуальные силы уходят на построение отношений с ней, на собственный дом. Если он растрачивает эти силы на, казалось бы, безобидные отношения с другими женщинами, их не остаётся на собственную жену. Это же верно и в отношении женщины.
Эйн апотропос лэ-арайот — «нет гарантии от разврата», потому что притяжение полов — настолько сильная и естественная вещь, что человеку обычно не под силу его преодолеть.
Надеюсь, что смогла ответить на Ваш вопрос.
С уважением, Хана Лернер
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский