Из цикла «Уровень человека», темы: Иштадлут, Гордыня, Йосеф, Раскаяние, Упование, Уровень человека, Саба из Навардока, Праведник, Самосовершенствование
Подобное мы наблюдаем также в истории Йосефа. Проявив легкую заботу о завтрашнем дне, он был за это наказан. Как учат наши благословенной памяти мудрецы, за то, что попросил главу виночерпиев: «Вспомни обо мне и напомни обо мне фараону», ему добавились еще два года тюрьмы[1].
И нужно разобраться, в чем был тут грех. Нет ни малейшего сомнения в том, что старания Йосефа вырваться из тюремного заключения вытекали не из желания улучшить свое материальное положение и не из за страдания, которое он испытывал в тюрьме. Йосеф умел принимать страдания и испытания с любовью. Но в разлуке с отцом он чувствовал, что ему не хватает той глубины постижения Торы, которую он успел выучитьс ним. И он всем сердцем желал тех ступеней и уровней, которых он мог достичь лишь, находясь рядом с отцом. Так в чем же тут грех, если все старания Йосефа были продиктованы единственно стремлением улучшить свое духовное, а не материальное положение? Разве в подобном случае старание не является заповедью предписанной Всевышним ?
Хоть наши благословенной памяти мудрецы рассматривают чрезмерные старания Йосефа как грех, следует обратить внимание на то, что порицаются не сами слова, а их повторение: «Вспомни обо мне и напомни». Казалось бы, какая разница?! Если слова «вспомни обо мне» не расцениваются как недостаток упования, то в чем же проблема, если за ними следует еще «и напомни»? Если проблема во втором «и напомни», и именно оно считается проявлением недостаточного упования, за которое полагается наказание, то чем оно отличается от первого «вспомни обо мне»? И вообще, за что столь суровое наказание? За минимальное несовершенство качества упования?! И неужели все те высочайшие ступени, которых достиг Йосеф в своем уповании, не послужили ему защитой от наказания?
Не секрет, что на пути своего духовного роста люди порой не выдерживают и падают. Однако существуют две разновидности падения. «Семь раз упадет праведник и встанет»[2], или «согрешил раз, согрешил два — посчитал, что этот грех ему уже дозволен»[3]. И говорится: «Если ты увидел, как мудрец Торы согрешил ночью, не сомневайся в нем днем: он, безусловно, уже раскаялся» 4.
Между обычным «мудрецом» и мудрецом Торы в этом вопросе существует огромная, принципиальнейшая разница. Если уж мудрец Торы споткнулся, он споткнулся на грехе по неосторожности. Ведь порой спотыкается даже человек, предельно осторожный и разборчивый в своих поступках, анализирующий все свое поведение в соответствии с Торой и принципами самосовершенствования и работы над собой. И не потому, что не видит препятствия, а потому что в мире естественным образом есть место ошибке. И даже если грех произошел не по ошибке, а осознанно, он не был совершен с позиции, что именно так и следует поступать всегда и везде, а только под влиянием временных сомнений. Единичный шаг служит проверкой: а стоит ли двигаться этим путем дальше, приятен ли он или гнусен. В последнем случае он и не подумает оставаться на этой дороге.
Подобные препятствия стоят на пути каждого стремящегося к истине. На своем избранном пути ему приходится проверять его правильность, в соответствии со своими душевными качествами и своему образу мышления. И каждая такая проверка таит в себе опасность.
Это характерно, в частности, для поиска границ своих недостатков. Прежде чем выйти на верный путь, идеально подходящий для исправления своего конкретного недостатка, путь, который одновременно и не давит, и не является слишком свободным, который не закрывает человеку глаза на истину и не искажает ее, человек вполне может ошибаться в своих расчетах и выборах. Но эти препятствия и спотыкания нельзя назвать падениями в полном смысле слова. В конечном итоге, эти пробы и поиски выводят человека на верный путь, которым он впоследствии сможет еще и гордиться.
Мудрец Торы на святом языке называется талмид-хахам, мудрый ученик. Он мудр, но он считает себя еще учеником, он учится, ищет себя, набирается опыта на пути к истинной мудрости. И возникающие перед ним препятствия, и его падения — часть этого процесса учебы, благодаря которой он полнится мудростью и духовно растет. Такое препятствие называется «ярким светом».
С другой стороны, подобные препятствия могут затмить человеку истинный путь, ослепить его. Но как бы то ни было, испытания и препятствия — неотъемлемая и жизненно необходимая часть пути истины. Только пройдя через них, человек сможет найти однозначные ответы на свои жизненные вопросы и сомнения. Только так осознает он в полной мере, каким путем ему двигаться и какие рамки ему идеально подходят для полноценного духовного роста. Только так придет понимание, насколько губительно для состояния его служения Творцу любое минимальное — хоть на волосинку — отклонение от этого пути, что стоит приоткрыть мизерное отверстие — и можно покатиться, опускаясь все ниже и ниже.
Получается, что все преткновения служат ищущему человеку свечой, освещающей верный путь. Как говорится, «Чтобы стоять крепко, человек сначала должен споткнуться» 5. Потому что только тогда он твердо и четко узнает цену и последствия малейшего отклонения от оси истины. Благодаря этому он теперь приобрел способность встать на ноги после падения. Именно о таком падении сказано «семь раз упадет праведник и встанет». Само по себе такое падение не становится ориентиром, оно не указывает человеку новое направление, на которое он собирается равняться впредь. Напротив, падение четко показало и доказало ему, что это — не путь. И нет больше блага, чем такое осознание. Поэтому «семь раз упадет праведник и встанет» — падение не лишает праведника его стремления к истине и совершенству. Напротив, после него он ищет их с удвоенной силой. И такое падение только помогает реализации этих стремлений, демонстрируя человеку его сильные и слабые стороны, а также те аспекты, в которых он достиг гармонии, и те — в которых он переусердствовал.
Поэтому «мудрец Торы» считает себя всего лишь «учеником»: «Если ты увидел, как мудрец Торы согрешил ночью, не сомневайся в нем днем — он, безусловно, раскаялся». Такой человек не позволит единичному падению войти в привычку, проложить отдельную дорогу. Обнаружив ловушку, споткнувшись, он тотчас готов ее оставить и еще тщательней оградиться от нее.
Другое дело, если в такую ловушку попадает человек, считающий себя не учеником Торы, а окончательным, совершенным завершенным мудрецом. Такой человек не будет спешить раскаяться, как не будет и стремиться к совершенству. Ибо уже сейчас он считает себя совершенством, а свои поступки — образцовыми. С такой позиции любое падение воспринимается им не как ловушка и падение, а как открытие нового пути — пути, соответствующего его совершенной натуре. Все почему? Потому что он перестал стремиться к истине и самосовершенствованию, перестал выбирать себе путь, а идет на поводу у того, что выбирает его путь за него.
После всего этого нам должна стать яснее разница между единичным «вспомни обо мне» и двукратным повторением. Единичное «вспомни обо мне» еще можно было расценить как случайность, особенно, учитывая уникальную степень упования Йосефа. Говорится: «И сказал человек: Я слышал, что они (братья Йосефа) сказали: Пойдем в Дотан». Раши комментирует: Йосефа предупредили, что относительно него замышляют плохое и даже хотят его убить. Тем не менее, он отправился к братьям, поскольку его упование на Творца было сильнейшим, и он твердо верил, что помочь или навредить человеку не может никто, если только нет на это воли Творца. Поэтому он не боялся идти к ним.
И так в каждом испытании, сопряженным с соблюдением Торы, Йосеф не рассчитывал на себя и свои силы, а просто делал то, что ему велела Тора. Так он вел себя и в тот час, когда жена Потифара буквально схватила его за одежду, склоняя к греху. В ту же секунду «и сбежал, и вышел наружу», не надеясь на свои силы выдержать испытания, а поступая так, как велит Тора. И поэтому, отсидев десять лет в тюрьме, даже когда у него появилась возможность, ему не стоило использовать ее, памятуя, что никто и ничто на свете не может помочь человеку, кроме Творца. А когда есть на то воля Творца, не нужна и эта «возможность», и поистине ему следовало избегать и этих лишних усилий.
Т.е. и первое «вспомни», и второе «напомни» являлись недопустимым проявлением недостатка упования. Но если первое «вспомни обо мне» еще можно было расценить как случайность, то, повторяя свою просьбу, Йосеф демонстрирует, что он не раскаялся в этом своем поступке при первой возможности.
Эта настойчивая уверенность в том, что упоминание о нем при благоприятном случае сможет помочь, указывала уже не на единичный случай, а как бы на начало нового пути — пути ходатайства. И мы видим, что первый раз он сказал только «вспомни обо мне», не вдаваясь в детали и подробности. А во второй раз он уже рассказывает свою предысторию: «Ибо украли, похитили меня из страны Иврим». Другими словами, на данном этапе он уже окончательно решил вступить на этот путь самостоятельных стараний, и если уж стараться — то в совершенстве, по максимуму, во всех деталях и красках. И вот за это последовало наказание.
Возможно, наказание преследовало две цели. Во-первых, Йосефу предстояло стать царем, а с царя — больший спрос: он должен быть духовно выше. Как мы знаем, еврейский царь должен иметь два свитка Торы, один из которых должен постоянно находиться при нем. Кроме того, он должен делать в молитве более глубокие поклоны, так как у него есть больше поводов возгордиться, и посему он должен вырабатывать в себе особое смирение. Как учат наши благословенной памяти мудрецы: «Царь, склонившись (в молитве), дальше не распрямляется», т.е. не поднимает головы на протяжении всей молитвы[4]. Итак, чем выше человек, тем больше он должен работать над смирением и скромностью[5]. И его качество упования должно быть совершеннее, чем у других.
Во-вторых, мы видели, что Йосеф отличался высочайшим уровнем упования. Поэтому исполнилось по отношению к нему «хранит стопы благочестивых Своих»[6], чтобы Йосеф не растерял свой особый уровень. А если бы Йосеф не был наказан двумя дополнительными годами тюремного заключения за свое прегрешение, возможно, он по ошибке решил бы, что решающим фактором его освобождения стали его личные старания, и только благодаря его просьбе «вспомни обо мне», он оказался на свободе. И с этого момента и впредь он превратил бы свою жизнь в череду различных стараний по типу «вспомни обо мне». Во избежание подобного развития событий Всевышний уберег Йосефа от этой ловушки, чтобы тот четко осознал, насколько бессмысленны были его старания. И он не только не достиг благодаря ним своей цели, но еще больше отдалился от своего спасения.
И в этом — суть наказания за любую опору на «объективные поводы» и внешние причины. Она не только не приближает человека к объекту его стремлений, но лишь отдаляет его. И, наоборот: когда кажется, что человек действует вопреки всякой логике, отдаляясь от спасения, бывает, что тем самым он лишь приближает его. Поскольку человеку отмеряют в соответствии с его собственной мерой — мерой упования. Так Йосеф: если бы он не был слишком обеспокоен завтрашним днем и не прилагал чрезмерных усилий, то он бы прямо тогда, сразу вышел из темницы. А так ему добавили еще два года заключения.
И это — основа пути упования, обязывающая каждого: не переживать о завтрашнем дне с его заботами. Поскольку, если человек будет слишком беспокоиться и создавать «благоприятные условия», он не только ничего не выиграет, но лишь проиграет, и своей надеждой на «благоприятные условия» лишь отдалится от своей цели. Ибо так устроен мир: если человек гонится за «естественной причиной» она бежит от него. Это объясняет Виленский Гаон: Принцип «каждый, кто гонится за величием, величие от него убегает, а каждый, кто убегает от величия, оно за ним гонится» действует применительно к каждому качеству. И в первую очередь — качеству упования. В этом можно легко убедиться на примере тех, кто, в самом деле, стремится лишь к истине, упованию и совершенству.
[1] Ялкут Микец.
[2] Мишлей 24:16.
[3] Йома 86.
[4] Рамбам, законы молитвы, гл. 5.
[5] Брахот 34, см. Раши.
[6] Шмуэль I 2:9.
С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаим Бурштейна
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.