Темы: Золотой телец, Испытания, Мудрость, Цель творения, Моше, Авраам, Истина, Молитва, Сдом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Меня волнует тот факт, что обычные люди могли спорить с Б-гом, а такое не раз описано в Торе (Авраам о Сдоме, Моше о последствиях создания золотого тельца).
Даже если предположить, что эти представители народа обладали величайшей мудростью, вряд ли можно хотя бы допустить, что она сравнима с таковой у Б-га (если данное понятие применимо к Нему).
И еще, раз возможен спор с Б-гом, значит, даже Он не знает истины. А, раз так, следовательно, ее вообще не существует?
Здравствуйте!
Вы задаете важный вопрос.
А ответ находим в комментариях мудрецов к упомянутому Вами эпизоду, когда Моше стал «оспаривать» решение Б-га уничтожить евреев за грех золотого тельца.
Моше так поступил после того, как Б-г сказал: «А теперь оставь Меня, и возгорится гнев Мой на них, и Я истреблю их и сделаю тебя народом великим» (Шмот 32:10). Раши (к этому стиху) поясняет: Моше еще ничего не сказал, а Б-г уже говорит «оставь Меня», как будто Моше Его о чем-то упрашивает. Так Б-г «намекнул»: если Моше станет упрашивать, то возможно изменение решения. Решение не окончательное, исход зависит от Моше. Поэтому Моше и стал упрашивать.
Позже Б-г постановляет, что Моше не войдет в Землю Израиля, и Моше начинает молиться об отмене и этого решения. В конечном счете, это не помогает, но Моше всё равно делает усилие и объясняет это так: «Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое…» (Дварим 3:24). Раши (к этому стиху) объясняет: Ты начал это делать, когда решил уничтожить евреев за грех тельца и сказал «оставь Меня» — как будто я к Тебе приставал! Так Ты намекнул, что решение зависит от моих молитв, вот и здесь я это предположил.
То есть, когда Б-г сообщает праведнику о Своем постановлении, Он делает это не для того, чтобы тот принял постановление безропотно, а дает ему, таким образом, шанс помолиться о его отмене.
Можно сказать, что это своего рода испытание. Ведь Б-г сообщил Моше о Своих планах не просто уничтожить евреев, но и произвести от него, Моше, новый народ, более великий. Это очень соблазнительно! Ведь, смотрите, евреи действительно согрешили, Сам Б-г говорит, что они заслужили уничтожение. И вот — у Моше есть шанс стать основателем нового народа, для которого он будет не только Рабейну — «учителем», но и Авину — «отцом», праотцем вместо Авраама, Ицхака и Яакова…
Что сделает Моше? «Клюнет»? Или продемонстрирует горячую любовь к евреям, таким, какие они есть, и станет молиться об их спасении, хотя они и не совсем достойны?
Когда Б-г сообщил Аврааму о Своем решении уничтожить Сдом, это тоже было испытанием. Авраам был воплощением любви и милосердия — а жители Сдома полной его противоположностью. И Авраам вполне мог сказать: так им и надо, меньше злодеев будет на земле, легче будет распространять идеи о добре! Или же его любовь и милосердие настолько сильны, что распространяются даже на людей вроде жителей Сдома, и он станет изо всех сил искать способ их спасти?
Расширим Ваш вопрос. Если Б-г всегда всё делает правильно, то зачем мы вообще Ему о чем-либо молимся? Он в любом случае знает, как лучше всего сделать, и так и сделает. Какая разница, чего мы хотим, и какое у нас право выражать свое мнение о том, что Он должен делать в Своем мире?
Более того, если Б-г управляет всем и всё происходит по Его воле, то зачем мы вообще предпринимаем какие-то действия? Все равно всё произойдет так, как решит Он, и это по определению будет правильно. А мы своими действиями, получается, только вмешиваемся в Его планы, а то и противодействуем! Надо просто сидеть и смотреть, как Он всё направляет, признавая правильность всего происходящего в мире. Почему же мы так не поступаем?
Потому что цель Б-га при сотворении мира и нас в нем была не в том, чтобы Он что-то делал в Своем мире, а чтобы мы что-то делали в Его мире. Конечная Его цель — дать нам вечное благо в Будущем мире. Но для того, чтобы оно было не подачкой, а заработанной наградой, Он сначала поместил нас в этот мир, где мы должны трудиться, совершенствовать себя и мир (Рамхаль).
А это, в свою очередь, означает, что мир — такой, как он есть, — еще не совершенен. Что в нем есть недостатки, проблемы, беды и зло, и наша задача — всё это пытаться устранять, решать. Хотя всё это несовершенство и зло было создано Б-гом!
Без Его воли не было бы ни бедности, ни войн, ни нацизма, ни терроризма. Но Он дал всему этому существовать не для того, чтобы мы безропотно принимали это как данность и высшую истину, а чтобы с этим боролись.
Другими словами, этот мир — трасса для нас, «спортсменов», на которой Б-г выставил препятствия — не для того, чтобы мы признали, что они там неслучайно, и прекратили бег, а для того, чтобы мы через них перепрыгивали, преодолевали их.
Конечно, иногда барьеры являются знаком того, что трасса меняет направление, а не того, что в порядке прохождения трассы надо эти барьеры перепрыгивать. Тут надо уметь видеть различие, и это не всегда очевидно.
Но в таких ситуациях, как решение Б-га уничтожить тот или иной народ, праведники Авраам и Моше резонно рассудили, что этот барьер определенно надо попробовать перепрыгнуть, что в этом их испытание.
И оказались правы.
Конечно, Б-г управляет всем, что происходит, но, скорее, как учитель в классе: держит всё под контролем и «продвигается» по программе, но сама программа предусматривает действия и старание учеников, выполнение ими заданий и возможность разного уровня успеваемости. Ибо цель — именно их правильные действия и развитие.
Поэтому мы должны делать то, что представляется нам правильным, а также молиться Б-гу об успехе нашей деятельности. А там прояснится: если добьемся желаемого, значит, на то и была Воля Б-га и препятствия на пути к той цели надо было преодолеть. А если не добьемся, значит, те препятствия были знаком, что надо оставить эту трассу и сменить курс. Или навсегда, или на данный момент, до более подходящих времен. О которых, если они настанут, Б-г — то есть «жизнь» — даст нам знать.
С уважением, Меир Мучник
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Реувен Куклин
Там нет ничего живого — это ещё одно предупреждение, что лезть туда не нужно
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его