Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Артист Егор Бероев вышел с желтой звездой, протестуя против отношения к «непривитым»…

Темы: Антисемитизм, Медицина, Болезни, Здоровье, Спасение жизни, Споры, Ответственность, Коронавирус

Отложить Отложено

Здравствуйте! Артист Егор Бероев вышел c желтой звездой в знак несогласия с тем, что непривитых (и сознательно непрививающихся) людей лишают всяких возможностей. Что вы об этом думаете?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Простой ответ — всё это настолько печально и неправильно, даже абсурдно, что не знаешь даже, с чего начать.

Разве что с простой истины — надо вакцинироваться. Пандемия далеко не завершена, после, казалось бы, отступления изначальных штаммов ковида наступает еще более «злой» штамм «дельта». А вакцины помогают, это проверено всеми необходимыми научными методами и доказано на практике в таких странах, как Израиль, где вакцинация реально сбила предыдущую волну и дала возможность снять все ограничения.

И то, что некоторые люди умерли, хотя и были привиты, не отменяет общей картины, а всякие теории заговора, ролики о том, что якобы сказал Билл Гейтс и т. п., вообще обсуждать нечего. О правильности и важности вакцинации уже достаточно сказано и написано.

Лишение непривитых всяческих возможностей — это несправедливая дискриминация? (Ведь так следует из упомянутого жеста актера).

Асбурд. Или, может быть, запрет водить машину, не имея прав, — тоже дискриминация? Концепция прав человека не предусматривает права и свободу делать всё, что захочется, если это подвергает опасности других. Человек, который не привился, вполне может оказаться носителем вируса, и тогда, общаясь с другими людьми, он подвергает их риску заражения, а, возможно, и смерти. И беспокоиться тут, скорее, нужно о правах окружающих.

К тому же, в этом случае подобные протесты особенно абсурдны и несправедливы потому, что вакцинация — это, прежде всего, помощь самому человеку, снижение опасности его заражения, возможно, спасение от смерти. О его правах и благе тут и беспокоятся! А он жалуется на дискриминацию.

Это — как если бы беременная женщина жаловалась на лишение возможности сесть в самолет или на ограничение доступа к некоторым развлечениям. Это делается для ее блага и блага будущего ребенка, чтобы всё с ними было благополучно! Или — как если бы человек, страдающий диабетом, жаловался на то, что диетолог «лишает» его сахара. И т. п.

Ну а использование желтой звезды подразумевает не просто жалобу на дискриминацию, а сравнение этой «дискриминации» — ни много ни мало — с нацистской. С тем, как нацисты обращались с евреями: мол, тоже лишали всех прав и благ…

Опять же, в свете сказанного, еще больший абсурд. Надо ли пояснять, что евреев лишали прав как «недочеловеков», сопровождая это всяческими унижениями и истязаниями, а потом и вовсе зверски убивали? Что не стремились избавить их и окружающих от какого-то вируса на благо всем? А самих евреев провозгласили «заразой», от которой нужно избавить остальное человечество? Какие тут вообще могут быть сравнения?

Тем более что, как сказано, с евреями так обращались из дикой ненависти, а тех, кто не привился, любят и просто хотят подтолкнуть к шагу, который является благом для них самих. И к чему они вообще-то должны и сами стремиться без принуждения.

В последнее время вообще наблюдается склонность сравнивать с нацизмом и Холокостом чуть ли не любую деятельность, которая вызывает у кого-то резкое несогласие и протест. Как и сравнивать с Гитлером любого политика, действия которого не нравятся и воспринимаются как опасные. И на международной арене, и во внутренних политических «разборках» разных стран. Нет нужды пояснять, что в большинстве, а то и во всех случаях такие сравнения чрезмерны и вообще неуместны.

Да и опасны. Хотя бы тем, что так оппонентам пытаются заткнуть рот. Ведь в подобных сравнениях слово «Гитлер» используется в значении «эталон зла», а значит, подразумевается, что таким является и человек, которого с ним сравнивают. А оппонент, который поддерживает этого политика, значит, фактически поддерживает Гитлера — «так и запишем», пока не изменит свою позицию.

И те, кого обвиняют в дискриминации, «подобной нацистской», назначаются «нацистами», пока не отменят «дискриминацию». Это, можно сказать, запрещенный прием в дискуссии. Считаешь, что кто-то поступает плохо, несправедливо, — аргументируй. А подобные жесты и сравнения — это эпитеты и ярлыки, которыми пользуются, чтобы оказать давление на оппонента. Так его принуждают изменить свою позицию без доказательств, а только из страха, что его приравняют к абсолютному злу. Это просто нечестно.

Наконец, у многих евреев есть ощущение, что, сравнивая с Холокостом любое действие, которое не нравится, люди тем самым преуменьшают масштаб той катастрофы, которой он был в реальности. Того зла, каким был нацизм. Лишение возможности пойти в ресторан? (Тем более с четким указанием простого — и полезного — действия, с помощью которого от этого ограничения можно избавиться). Если бы только этим и ограничилось преследование евреев нацистами!

Вы, товарищи, вообще понимаете, что это было? Спасибо хоть, что явно считаете это эталоном зла, но неплохо бы изучить и постичь, почему нацизм действительно стал таким эталоном. Какое ужасное это было зло. И тогда поймете, что те неудобства, которые испытываем мы все сегодня, попадая под локдаун или не прививаясь, и близко не стоят рядом с теми страданиями и адом, через которые прошли люди в Холокост.

Так что, даже если у кого-то есть возражения против ограничений для непривитых, хорошо бы их выражать каким-то иным способом, не сравнивая с Холокостом. А лучше вообще обойтись без сравнений и эпитетов, а просто руководствоваться логикой и здравым смыслом — и прививаться.

Остается пожелать всем нам того, чему способствует вакцинация: здоровья и долгих лет жизни.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его