Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Так жалеет Б-г животных или не жалеет?

Темы: Награда и наказание, Предназначение, Свобода выбора, Шхита, Убийство, Жизнь, Жестокость, Животные

Отложить Отложено

Благодарю вас за материалы, которые публикуются на этом сайте. Всегда с интересом с ними знакомлюсь. Пусть мой вопрос не покажется вам странным. Я просто натолкнулся на некое противоречие. Я ничего не утверждаю сейчас, но пытаюсь порассуждать здраво.

Вот смотрите. Творец евреям дал законы шхиты (кошерного убоя скота). Если есть намерение употребить мясо животного в пищу, то умертвить его нужно гуманно, безболезненно. То есть причинять страдания животному — это плохо. Творец является любящим. Творцу жалко это животное.

А вот теперь представим другую ситуацию. Если что-либо в природе происходит, значит, на это есть воля Творца. Даже лист с дерева не падает, если на то нет воли Творца. Хищник (лев) ловит добычу (антилопу), разрывает ее плоть своими клыками и поедает заживо. То есть Творец позволяет хищнику это сделать. Добыча испытывает большие страдания.

Вопрос: в первом случае (со шхитой) Творцу животное жалко, а во втором случае (с хищником) Творцу животное не жалко? Странно. Леонид

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Леонид!

Ваш вопрос вовсе не странный, а хороший и интересный, заставляющий задуматься. Действительно, почему Б-г требует от человека гуманного забоя животного, но терпит в самом буквальном смысле зверство хищника? Ведь, как Вы верно замечаете, всё на свете происходит по Его воле.

Ответ представляется таким. Цель гуманного забоя — не столько спасти животное от мучений, сколько спасти нас от негуманного действия — причинения ему мучений. Потому что негуманное, жестокое действие вредит нашей душе.

Хищник — он хищник и есть. Он сам животное, у которого нет такой души, как у человека, он действует не по сознательному выбору, а по инстинкту. Человек же — на то и человек, чтобы не уподобляться подобного рода животным. Он наделен свободой выбора, он действует потому, что так решает, и это решение и сознательное действие влияет на его душу.

Чем больше он совершает правильных действий, чем больше в его действиях гуманности, тем гуманнее и добрее он становится по своей сущности. И наоборот, чем больше жестоких действий он совершает, тем более жестоким и черствым становится. Поэтому даже если ему надо кого-то убить — например, животное ради пищи, — то это убиение должно быть не «зверским», «хищническим», а «человеческим», насколько это возможно.

Мы говорим тут о животных, которых можно убивать ради употребления в пищу. А если о людях? Их убивать ни для какой цели нельзя (кроме единственной — предотвратить убийство, которое они сами собираются совершить).

Но ведь Сам Б-г постоянно умерщвляет людей самыми разными способами. Чего стоит один только текущий год, в котором уже сотни тысяч людей умерли от коронавируса, может дойти и до миллиона. И это — не считая постоянных смертей от других болезней типа рака и сердечных заболеваний, которые не становятся «новостями», потому что они «обычные». И в авариях люди гибнут, и при несчастных случаях других типов. Почему Б-г допускает все эти смерти? Разве Он не любит людей и не хочет их спасти?

Конечно, Он их любит. Но человеческая жизнь, так или иначе, временна, человек послан в этот мир не для того, чтобы жить вечно. А для того, чтобы в этом мире потрудиться и заработать награду, которую должен получить уже в Будущем мире, где возможно истинное блаженство. Ведь в этом мире оно все равно невозможно, и вечная жизнь здесь вовсе не была бы благом.

Так что этот мир — не «дом» человека, а «место работы», откуда он, в конце концов, должен «вернуться домой». Тогда, когда Б-г решит, что его миссия завершена, и так, как именно Он решит человека вернуть. Поэтому, если он был сейчас кем-то убит, это могло произойти только по Воле Б-га.

Но в то же время тот, кто убил человека, совершил грех. Не потому, что убитый на самом деле не должен был умереть, а потому, что ему, убийце Б-г об этом не сообщал и не предписывал его убивать. Поэтому, с точки зрения убийцы, убитый не заслуживал смерти. И он убил его не во исполнение священной Воли Б-га, а в своих корыстных целях или из ненависти. Поэтому для убийцы это был ужасный поступок, который ожесточил и изуродовал его душу.

Иными словами, дело не в том, что произошло с убитым, а в том, что произошло с тем, кто его убил: он стал убийцей.

От этого Б-г и спасает нас, запрещая убийство. От жестокого поступка, уродующего душу человека, который его совершает.

Вот и с животными дело обстоит похожим образом. Их убивать можно, но необходимо по возможности избегать жестокости. Чтобы спасти от нее себя. Чтобы избежать превращения в жестокосердных людей, наносящих страшный вред собственной душе.

Дай Б-г, чтобы все наши действия, так или иначе, были гуманными.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше