Темы: Коэн, Душа, Храм, Миква, Смерть, Болезни, Проказа, Тума, Левиты, Храмовая гора, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, дорогой Рав! Вопрос таков. Есть ли в Торе упоминания о «гиблых» или «проклятых» местах, таких, где люди чувствуют упадок сил, как будто бы это место просто забирает всю энергию? А впоследствии ни на что нет ни желания, ни энергии. (Я говорю про длительное пребывание. Если длительно нахожусь в любом другом месте, такого я и близко не чувствую).
Есть ли такие места? Зависит ли это от других людей? Или проблема исключительно во мне? Может ли это быть особым испытанием? Только сейчас я осознал великую вещь: «Меняя место жительства — меняешь судьбу».
Заранее огромное вам спасибо! Константин
Здравствуйте, Константин!
В иудаизме есть такие понятия, как тума и таара — духовная нечистота и чистота. Они бывают различных видов и уровней.
Нечистота может быть очень сильной, настолько, что человек сам становится источником «заражения» ею — например, если он прикоснулся к умершему. Нечистым в духовном смысле человек может стать, дотронувшись до падали.
Тума может быть следствием определённых болезней, например, проказы, может быть физиологического характера, как например месячных циклов у женщины или излияния семени у мужчины. Нечистыми могут оказаться человек, помещения, одежда, посуда и пища и т.д.
Иными словами, духовная порча или нечистота, согласно еврейскому мировоззрению, вполне реальна.
Если человек оказался «нечистым», то в каждом конкретном случае еврейский Закон предусматривает конкретную процедуру очищения. Главным средством для этого является погружение в воды естественного источника или специального, по особым правилам построенного и наполненного бассейна — миквы. Особенно это актуально для замужних евреек, а во времена Храма — для коэнов и левитов, а также всех, кто поднимался на Храмовую гору.
Духовная нечистота может быть также следствием дурных поступков человека, злословия и так далее.
Кроме того, любое действие человека оставляет тот или иной след на всём, что его окружает. Например, дом, где живут праведно, в мире и согласии, наполнен благословением и духовной чистотой.
И, напротив, там, где совершаются непотребства, где люди живут жизнью, которую иначе, как скотской, не назовёшь, — даже стены впитывают в себя духовную нечистоту, обрастая ею, как невидимым мхом. И это, несомненно, тяжело влияет на всех, кто там оказывается.
Это может быть жилище человека, место его работы или отдыха, или просто случайные места, где человеку приходится бывать. Духовная нечистота, подобно физической, «прилипает» к нам, но, в отличие от последней, вредит нашей душе, влияет на ощущения, мысли и душевное состояние.
Поэтому желательно избегать нечистых в духовном отношении мест. Ведь вред, который причиняется тому, кто там окажется, а через него — и его близким, пусть и не заметен сразу, может, не дай Б-г, оказаться весьма и весьма ощутимым впоследствии.
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Арье Каплан
Как выглядит миква и как она устроена?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу Тазриа
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Реувен Куклин
Почему некашерная пища вредит здоровью еврея?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Еврейские священники
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его