Темы: Потомство, Пророчество, Числа, Авраам, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему обещано, что нас будет много — как звезд, а по итогу — как капля в море как песчинка в пустыне?
Здравствуйте!
Спасибо за интересный вопрос. Действительно, после того, как Авраам отделился от своего племянника Лота, Всевышний обещает ему (Берешит 13:16): «И сделаю потомство твое, как песок земной; так что, если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет».
Далее, после войны царей, Творец снова обращается Аврааму (Берешит 15:5): «И вывел Он его наружу, и сказал: посмотри-ка на небо и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твое».
И после жертвоприношения Ицхака снова Всевышний обещает Аврааму (Берешит 22:17): «…Я благословлять буду тебя, и, умножая, умножу потомство твое как звезды небесные и как песок на берегу моря…».
Возникает вопрос: где мы это видим?
Приведу несколько возможных ответов. Только сначала небольшое примечание. Мы видим, что обещание многочисленного потомства повторяется три раза. И комментаторы уделяют много внимания вопросу, зачем это было нужно.
Так, в частности, они говорят: в каждом случае обещание подразумевало что-то другое. Иногда эти объяснения касаются и нашего вопроса. Например, есть мнение, что первое обещание («как песок земной») относится ко всему потомству Авраама, то есть — и к потомкам Ишмаэля и Эйсава, и детей Ктуры. А второе обещание (как звёзды) относится только к потомкам Яакова.
Если так, то, во всяком случае, первое обещание — это уже не «капля в море». Это лишь один пример, я привёл его, чтобы показать, что тема эта обширная и не ограничивается ответами, которые будут приведены ниже.
Я же постараюсь ограничиться комментариями именно о численности еврейского народа, не касаясь дополнительных вопросов — почему обещание повторяется три раза и почему сравнения меняются (песок земной, звезды, песок на морском берегу).
1. Несколько комментаторов считают, что это преувеличение. В частности, один из них приводит такой довод: если даже число всех людей будет как песок земной, как они все поместятся на земле? Согласен, что нам это объяснение «не помогает», так как, даже если в этом обещании было преувеличение, смысл всё равно остаётся тем же — у Авраама будет великое множество потомков.
Тем более что Мидраш Сифрей (к Дварим 25) говорит: хотя Тора иногда использует иносказания, написанное здесь следует понимать буквально.
2. Есть комментаторы, которые полагают, что обещание будет исполнено после прихода Машиаха. И, хотя они говорят не о количестве народа, а о качестве (уподобление звездам — осветят весь мир истинной верой и т. п.), возможно, речь идет и о количестве тоже.
Обосную. О грядущем избавлении сказано у пророка Михи (7:15): «Как во дни исхода твоего из земли египетской явлю ему чудеса». То есть, чудеса грядущего избавления уподобляются чудесам Исхода. А в Египте одним из чудес, как известно, была высокая рождаемость у евреев. Есть мнение, что у всех рождались двойни, есть мнение — по шесть детей за раз, по двенадцать, и даже по шестьдесят. Как бы то ни было, с приходом Машиаха рождаемость может измениться, и только тогда обещание, данное Аврааму, исполнится в полной мере.
3. Раби Шимшон-Рефаэль Гирш в своём комментарии к Торе (Берешит 13:16) задает тот же вопрос, что и Вы, и ещё добавляет к нему: так или иначе, достоинство еврейского народа не в количестве, как сказано (Дварим 7:7): «Не по многочисленности вашей из всех народов возжелал вас Б-г и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов».
Рав Гирш сначала приводит один из возможных вариантов объяснения: обещание относится не к определенному времени, а ко всем «лицам еврейской национальности» на протяжении всех поколений. Таким образом, обещание подчеркивает вечность еврейского народа.
Но сам рав Гирш отмечает, что этот ответ не совсем точный, так как песчинки (и звёзды), с которыми сравнивается народ, существуют все сразу, одновременно. Поэтому он объясняет немного иначе. Процитирую:
«Возможно, особость народа Авраама в следующем. По всей видимости, нет другого народа, все представители которого вели бы свою родословную от одного праотца. Авраам — человек, от которого произошел народ, многочисленные представители которого составляют одну семью. Народ Израиля — это самая большая семья на земле. Поэтому сравнение с песком как раз подходит: большое количество “единиц”, составляющих одно целое».
4. Приведу ещё один, на мой взгляд, приемлемый ответ, хотя он, возможно, и несколько далёк от пшата (непосредственного понимания) того, что сказано в Торе. Сказано у пророка Ошеа (2:1): «А сыны Израиля числом будут как песок морской, который не измерить и не исчислить».
Талмуд (Йома 22 б) обращает внимание на внутреннее противоречие в этом стихе. Сказано: «сыны Израиля числом будут» — то есть, речь идет об определенном количестве, и сразу после этого: «который не измерить и не исчислить». Затем Талмуд поясняет: если евреи выполняют волю Всевышнего, то их «не исчислить», а если не выполняют, тогда они вполне поддаются исчислению.
(Понятно, что и противоречие, и его разрешение относятся к уровню драш, то есть толкование Торы, а не к уровню пшат, как упоминалось).
На первый взгляд это толкование непонятно: были времена, когда основная масса евреев выполняла волю Творца и при этом их число не было каким-то исключительным.
Красивое объяснение приводит Магид из Дубно («Мишлей Яаков», Бэмидбар), как всегда, при помощи поучительной аллегории:
Два мальчика поспорили, чей отец богаче. Один говорит: нет во всем городе такого богача, как его отец, поскольку у него только дома находится несколько мешков денег, не говоря уже о капитале, который вложен в дело. А товарищ отвечает, что по сравнению с богатством его отца это вообще не считается. Так как, хотя, конечно мешки с монетами — это серьезно, но его отец владеет коллекцией ценных бумаг — и даже одна из них всемеро дороже всего, что его товарищ видел в доме своего отца.
Ибо таково свойство ценных бумаг: они не занимают много места, но стоимость их очень велика. Отсюда и объяснение слов Талмуда. Если евреи, не дай Б-г, не выполняют волю Творца, тогда они не «бесчисленны», подобно монетам, которые принято считать. А если выполняют Его волю, то нет им числа, так как каждый из них уподобляется многочисленному воинству.
Их можно физически «сосчитать», но это не поможет узнать их истинное число, так как каждый из них равен тысячам. Точно так же бессмысленно подсчитывать количество ценных бумаг без учёта их стоимости.
Добавим: подобное же объяснение этих слов Талмуда приводит раби Мордехай-Йосеф из Ижбице (1800-1854, «Мэй Шилоах», ч. 1, к Бэмидбар), используя при этом другую поучительную аллегорию.
Он пишет: величие Творца в этом мире проявляется благодаря еврейскому народу. Так что каждый еврей в этом смысле очень значим. Это можно уподобить тому, как печатают портрет царя на тысячах карточек (то, что сегодня называется «пазл»): если пропадёт только одна карточка, весь портрет будет испорчен.
То есть, та же идея – можно посчитать число карточек, но это не отразит их истинного значения, так как каждая из них — неотъемлемая и незаменимая часть портрета царя.
Отсюда и ответ на Ваш вопрос. Как невозможно счесть прах земной или звезды, так невозможно счесть евреев, когда они выполняют волю Творца, ведь полученное число не отразит истинную картину.
Последний ответ, хотя и дан не на уровне пшата, на мой взгляд, является самым поучительным. Так как он дает некоторое представление о том, что такое евреи, которые выполняет волю Всевышнего.
Да будет воля Всевышнего, чтобы эти обещания сбылись согласно всем приведенным выше толкованиям, чтобы пришел Машиах и весь народ вернулся к вере отцов и выполнению воли Творца.
С уважением, Менахем Эпель
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Зеев Урман
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Яков Шуб
А если эти дети — мамзеры?
С. Бернфельд
Что такое числовая нумерология — Гематрия?
Рав Бенцион Зильбер
В каком случае грехи отца ложатся на сына? А на дочь?
Рав Реувен Пятигорский
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Эстер Гринберг,
из цикла «Женщина женщине»
Приданым являются не деньги девушки, а ее душевные качества. Примером праведной супруги является жена рабби Акивы. Она отрезала и продала свою косу для того, чтобы муж имел возможность изучать Тору. Муж и жена должны непрерывно поддерживать психологический баланс в семье.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его