Из цикла «Законы периода 17 Тамуза—9 Ава», темы: 9 Ава, Суббота, Пост, Авдала, Лейб Нахман Злотник, Траур по Храму
1. В те годы, когда канун поста 9 ава приходится на будни, тот, кто собирается есть после «разделительной трапезы» — סעודה מפסקת, обязан сказать вслух, что с завершением этой трапезы он не принимает на себя пост. В противном случае сразу по окончании סעודה מפסקת автоматически вступает в силу пост.
Когда канун 9 ава выпадает на субботу, не устраивают разделительной трапезы. После третьей субботней трапезы разрешено есть и пить до захода солнца.
2. В субботу запрещена подготовка к будням. Поэтому если на вечернюю молитву 9 ава выходят из дому до выхода звёзд, запрещено брать с собой сборник «Плачей» — קינות, свиток «Эйха» — איכה מגילת , матерчатую или резиновую обувь, низкий стульчик.
3. Сменить субботнюю одежду на будничную, а кожаную обувь на матерчатую, резиновую и т.п. разрешено только после выхода звёзд. Перед этим необходимо сказать, не упоминая имени Всевышнего: «благословен Тот, Кто отделяет святое от будничного» — «ברוך המבדיל בין קודש לחול» . Те, кто в расчётах времени следуют мнению Рабейну Тама, также должны в момент выхода звёзд, указанный в календарях, сказать «Благословен Тот, Кто отделяет и т.д.», переодеться в будничную одежду и сменить обувь, но в тоже время они должны придерживаться всех субботних запретов до времени выхода звёзд согласно теории Рабейну Тама. Поэтому до наступления субботы они должны вынуть из карманов будничной одежды предметы, которые запрещено переносить в субботу — מוקצה .
4. В начале вечерней молитвы говорят тихо и со скорбью «והוא רחום» , хазан говорит «Борху» — ברכו, и после того, как община ему ответила, габай синагоги говорит «Благословен Тот, Кто отделяет и т.д.» (если он не произнёс это благословение дома, снимает занавес со шкафа, где хранится Тора — פרוכת , убирает субботние скатерти и уменьшает освещение в синагоге.
5. Тот, кто до вечерней молитвы не сказал «Благословен Тот, Кто отделяет святое от будничного» и в вечерней молитве исхода субботы забыл сделать вставку об «отделении святого от будничного» — אתה חוננתנו , должен сразу, как вспомнит об этом, сказать «Благословен Тот, Кто отделяет».
6. После молитвы «Амида» хазан говорит Кадиш. Какой именно вид Кадиша произносят, — зависит от обычая.
7. После Кадиша зажигают огонь и говорят «Благословен Ты, Всевышний, Владыка мира, Создающий свечения огня», причём это благословение каждый может сказать сам по себе и не обязательно прислушиваться к благословению хазана. Тот, кому по какой-либо причине не удалось произнести благословение на пламя, может это восполнить, придя домой.
8. Садятся на низкие стульчики, слушают благословение на чтение свитка «Эйха», слушают чтение Свитка, все вместе произносят несколько отрывков из книги «Плачей». Ашкеназские евреи прибавляют особый «Плач» для исхода субботы. После этого молятся «ואתה קדוש» , говорят полный Кадиш и «עלינו» . В этот вечер не принято желать друг другу «Доброй недели» — «שבוע טוב» .
9. Женщины так же, как и мужчины, на исходе субботы обязаны сказать «Благословен Тот, кто отделяет святое от будничного», но на огонь женщины не благословляют.
10. Те, кто обычно зажигает свечи на исходе субботы, в этот вечер не должен этого делать.
11. Тот, кто по состоянию здоровья обязан есть 9-го ава, должен предварительно совершить церемонию по отделению субботы от будней — הבדלה . Виноградный сок, которым он пользуется для этого, после завершения церемонии дают выпить ребёнку в возрасте от шести до девяти лет, а если нет ребёнка такого возраста, то ребёнку до тринадцати лет. Если и такого ребёнка нет, выпивают сами. Дети, несмотря на то, что они не постятся, не обязаны делать Авдалу в этот вечер.
12. По завершении 9 ава все постившиеся совершают церемонию по отделению святого от будничного: благословляют на вино (или сок), говорят благословение об отделении святого от будничного. Тот, кто проводит Авдалу, выпивает вино сам. Благословение на благовония не говорится.
13. Женщина, которой тяжело поститься до прихода мужа из синагоги, может сразу после выхода звёзд самостоятельно провести Авдалу и начать есть и пить.
Период скорби по разрушенным святыням «בין המצרים» частично продолжается и 10-го ава. В первую половину этого дня принято не купаться, не стричься, не бриться и не стирать. Что касается запрета не есть мяса и не пить вина, то здесь существуют различия между обычаями ашкеназских и сефардских евреев. У ашкеназских евреев принято не есть мяса и не пить вина до полудня, а у сефардов — в течение всего этого дня.
10-го ава не благословляют «שהחינו» .
Если 10-е ава приходится на канун субботы, тем, кому не хватит времени для подготовки к шабату, если начать стрижку, бритьё, купание и стирку после полудня, разрешено это сделать в первую половину дня, а при необходимости — даже сразу после окончания поста.
Да будет угодно Всевышнему, чтобы поскорее был построен Храм и дни скорби сменились радостными и весёлыми праздниками!
Oбзор по теме Пост 9 Ава — траур о разрушении Храма
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего