Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Это правда, что Машиах придет уже в этом году?

Темы: Машиах, Комментарии

Отложить Отложено

Здравствуйте! Слышала, что Машиах скоро придет, уже в этом году. Может, даже на Рош а-Шана. Что вы можете сказать по этому поводу? М.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая М.!

Времени прихода Машиаха никто не знает, и опасно называть конкретный срок. Об этом резко говорит Гмара (см. ниже). Это — одна из наиболее скрытых тайн мира. В Гмаре сказано: «От сердца к устам Я не раскрыл». От имени больших людей, живших сто лет назад, передают такое выражение: «Кто знает — не говорит, кто говорит — не знает».

Когда-то на сайте был задан такой вопрос:

Мальбим… пришёл к выводу, что конечное избавление еврейского народа должно произойти в конце седьмого столетия шестого тысячелетия (по еврейскому летосчислению). На вопрос, почему он занялся подобными расчётами вопреки суровому предостережению Талмуда (Санхедрин 97 б), Мальбим ответил следующей остроумной притчей: «Однажды, ещё ребёнком, я отправился с отцом из Волочиска, где мы жили, в Харьков. Быстро утомившись в тряской телеге, я спросил отца на самом выезде из Волочиска: “Долго ли ещё осталось ехать до Харькова?”. Отец упрекнул меня за нетерпение и сказал: “Малыш, больше не задавай мне этот глупый вопрос!”. Мы ехали несколько недель, из города в город, от одного постоялого двора до другого, но, уязвлённый упрёком отца, я боялся спрашивать, далеко ли ещё до Харькова. И вот однажды, рано утром, отец обратился к одному из извозчиков: “Скажи мне, долго ли ещё осталось ехать до Харькова?” Я остолбенел: ведь это был тот самый “глупый вопрос”, который отец запретил задавать. “Глупыш, — сказал мне отец, — когда мы только выехали из нашего города, впереди оставалось много недель пути. Но теперь, когда мы уже преодолели весь этот путь и приблизились к пригородам Харькова, этот же вопрос стал очень своевременным и уместным”».

«Так и здесь, — пояснил Мальбим, — в первых поколениях после разрушения Храма, когда ещё предстояли долгие тысячелетия страданий и скитаний по всему миру, мудрецы Талмуда запретили вычислять сроки конечного избавления. Они поступили так, чтобы евреи не отчаялись, сказав: “Возможно ли выдержать такое длительное изгнание?” Но теперь, когда, благословение Всевышнему, большая часть пути уже позади и мы стоим на пороге конечного избавления, вполне уместно вычислять его точный срок» (Сарей а-меа 1, 13).

Все ли согласны с этим мнением? Уже уместно вычислять точный срок конечного избавления?

Ответ был следующий, думаю, он по-прежнему актуален:

Кто мы относительно Мальбима? Как муравьи относительно слона!

Упомянутые Вами слова Талмуда звучат так: «Сказал рав Шмуэль бар-Нахмани от имени раби Йонатана: “Пусть выйдет дух из тех, кто высчитывает кицим (времена прихода Машиаха), потому что скажут: раз пришло это время и он не пришёл, больше он не придёт. Но жди его, как написано: “если задержится — жди его”(Хаваккук 2:3)”».

Мальбим писал о конечном избавлении за 60 лет до предполагаемого избавления. Он писал в 5628 (1867-8) году, и речь шла о 5688 (1927-28) годе. Он не писал о событии, которое произойдёт при жизни его поколения. Не все были согласны с этим. Мальбим надеялся, что так может произойти, он не писал, что это обязательно должно произойти.

Мальбим писал комментарий на весь ТАНАХ, и написал это, комментируя видение Даниэля. Мальбим не писал, что его комментарий — единственный и определённо будет именно так.

И при всём этом мой отец зацал мне рассказывал, что в тот год, который выходил по комментарию Мальбима (5688—1927-28), в начале года один человек поднялся в синагоге и объявил, что по расчёту Мальбима в этом году придёт Машиах. В конце года этот человек публично нарушал субботу… Поэтому с высчитыванием времён надо быть очень осторожным. И, даже приняв сравнение Мальбима, мы всё же не знаем, насколько мы близки или далеки от «Харькова».

Маймонид в своём Послании в Йемен пишет об этом так: в египетском изгнании был указан точный срок (400 лет), и всё-таки произошла ошибка — часть колена Эфраима вышла из Египта на 30 лет раньше, они ошиблись в том, с какого момента следует отсчитывать 400 лет. Что уж говорить нам, пишет Маймонид, если мы, вообще, не знаем сроков. (В видении Даниэля не указано, годы это, месяцы или что-то третье, с какого момента следует отсчитывать, — совершенно ничего не понятно. И есть совершенно различные комментарии).

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его