Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что это всё-таки за праздник — 15 Ава?

Темы: Шидух, Йом-Кипур, Сотворение мира, Любовь, Милосердие, Суд, 15 Ава, Шхина, Месяц Ав, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Что это за праздник Ту би-Ав? Нигде не могу найти информации — кроме той, что это еврейский день любви.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос.

Ту бе-Ав — 15 число месяца Ав. Это еврейский праздник, который, к сожалению, не так широко известен. И многие вспоминают о нем только потому, что в этот день не произносят траурную молитву Таханун.

Действительно, этот праздник выпадает на период каникул и летних отпусков, поэтому обычно ему уделяется не так много внимания. Поэтому давайте попробуем вкратце рассмотреть некоторые внутренние аспекты праздника Ту бе-Ав.

Особое место Ту бе-Ав

Последняя мишна трактата Таанит говорит о том, что у еврейского народа не было более великих праздников, чем Йом-Кипур и Ту бе-Ав. Отсюда мы сразу можем сделать вывод, во-первых, о значимости этого праздника, а во-вторых, о том, что он как-то связан с Йом-Кипуром.

Странное поведение еврейских девушек

Кроме того, интересно поведение еврейских девушек в эти дни. Мишна говорит, что они выходили в виноградники, водили там хороводы и искали себе суженых. И, если в Ту бе-Ав, когда не установлено каких-то специфических законов, такое поведение можно понять, то как его можно объяснить в Йом-Кипур?

Как в такой возвышенный день, когда все постятся, молятся и раскаиваются в своих грехах, девушки выходили в виноградники на поиски суженого? Неужели нельзя было отложить это на период после Йом-Кипура?

Талмуд (Таанит 30 б) говорит о шести событиях, произошедших в этот день и ставших основой праздника Ту-бе-Ав. О них Вы можете прочесть у нас на сайте. Тем не менее, некоторые мудрецы, например, рав Цадок а-Коэн, считают, что эти события были связаны только с тем временем, когда они произошли, а на самом деле праздник имеет более глубинные причины. Давайте попробуем обратиться к ним.

Спор о том, когда был создан мир

Талмуд (Рош а-Шана 10 б) приводит спор мудрецов о том, когда был создан мир. По мнению Раби Элиэйзера, он был создан 1-го числа месяца Тишрей, а по мнению Раби Йеошуа — 1-го Нисана. Тосафот (Рош а-Шана 27а) приводят мнение Рабейну Тама, который полагает, что на самом деле это не спор и оба мудреца правы. Всевышний решил сотворить мир 1-го Тишрея и претворил свой план в жизнь 1-го Нисана. (В рамках короткого ответа мы не сможем обсудить, что означают слова «решил» и «претворил», когда речь идет о Всевышнем).

Однако мудрецы учат нас, что вначале Всевышний решил сотворить мир, в котором главенствовала бы мера Суда. И это понятно, ведь целью Творения, как пишет Рамхаль, был осуществление замысла Всевышнего дать человеку наибольшее благо. Но, чтобы человеку не было стыдно принять его, он должен был заработать это благо собственными действиями.

Для этой цели идеально подходит именно аспект Суда: что заработал, то и получил. Однако на практике человек не мог бы выжить в мире, основанном на мере Суда. Поэтому Всевышний добавил также меру Милосердия. Теперь награда человека будет не такой высокой: ведь Милосердие поможет ему выдержать испытания. Однако именно в таком виде замысел Всевышнего мог быть осуществлен.

Особые свойства месяцев Тишрей и Нисан

Теперь можно предположить: слова мудрецов о том, что Всевышний решил сотворить мир в месяце Тишрей, означают, что Он вознамерился сотворить мир, направляемый мерой суда. А на практике мир был сотворен в месяце Нисан, и с тех пор в нем сосуществуют меры Суда и Милосердия.

Получается, что теперь месяц Тишрей находится под влиянием меры Суда, а месяц Нисан — под влиянием меры Милосердия. Именно поэтому в Тишрее мы отмечаем праздники, связанные с аспектом Суда: Рош а-Шана и Йом-Кипур. А в Нисане мы празднуем Песах, который Онкелос в своем переводе Торы на арамейский язык называет «праздником милосердия».

Ту бе-Ав начало судебного процесса

На самом деле мир не был создан ни 1-го Тишрея, ни 1-го Нисана. Ведь это дни, когда был создан первый человек, Адам, а сам мир был создан за шесть дней до этого, т. е. 25-го Элуля или 25-го Адара соответственно.

А, как известно, за 40 дней до зачатия человека Всевышний начинает планировать, что произойдет с этим человеком в будущем. Подобно этому, пишет рав Цви-Элимелех из Динова (1745-1815) в своей книге «Бней Иссахар», Всевышний решал, что будет с этим миром, за 40 дней до его создания. Если мы посчитаем, то увидим, что 40 дней до создания мира в Элуле — это 15-ое Ава, а 40 дней до создания мира в Адаре — 15-ое Швата.

Как известно, ежегодно в Рош а-Шана и Йом-Кипур Всевышний решает, что будет с этим миром в целом и с каждым человеком в отдельности. Но теперь мы узнали, что на самом деле этот процесс начинается гораздо раньше, уже с 15-го Ава — Ту бе-Ава. Иными словами, 15-ое Ава — это начало планирования того, что будет с этим миром в целом и с каждым человеком в отдельности в следующем году — со стороны Суда. Это планирование завершается окончательным решением в Йом-Кипур. Этим и объясняется особая значимость праздника Ту бе-Ав и его связь с Йом-Кипуром.

Когда будет отстроен Третий Храм?

Но это еще далеко не всё, что можно сказать о празднике Ту бе-Ав. Мидраш Псикта раби Кааны говорит: пришел Лев (Арье) в созвездие Льва и разрушил Ариэль. Это означает: пришел Лев (Навухаднецар) в месяц Ав, которому соответствует созвездие Льва, и разрушил Храм, который называется Ариэль.

И всё это — для того, чтобы пришел Лев в созвездие Льва и отстроил Ариэль. Что означает: придет Всевышний, Которого пророк Амос (8:3) называет Львом, в месяце Ав, которому соответствует созвездие Льва, и отстроит Храм, который называется Ариэль.

Кстати, Машиах также назван львом. Мидраш Рабба (на Ваехи) говорит, что отец Машиаха будет из колена Йеуды, а мать — из колена Дана, именно поэтому Яаков (глава Ваехи) и Моше Рабейну (глава Вэ-зот а-Браха), благословляя колена Израиля, называют эти два колена «львятами» (гур арье).

Таким образом, мы выяснили, что Храм будет отстроен в месяце Ав. Но когда же точно это произойдет? Мишна, которая говорит, что у еврейского народа не было таких великих праздников, как Йом-Кипур и Ту бе-Ав, приводит также стих из Шир а-Ширим (Песни Песней 3:11) в подтверждение своих слов: «Выходите и поглядите, дочери Цийона, на царя Шломо, на венец, которым венчала его мать его в день его свадьбы и в день радости сердца его».

Объясняет мишна: «в день свадьбы» — это Йом-Кипур, когда были получены вторые Скрижали, а «день радости сердца» — это день, когда будет отстроен Храм. Маарша в своем комментарии к трактату Таанит и рав Цадок а-Коэн в своей книге «При а-Цадик», основываясь на этом, пишут, что Третий Храм будет отстроен именно 15 Ава.

Почему же девушки выходили искать суженого именно в эти дни?

Теперь мы можем объяснить и поведение еврейских девушек, которые выходили искать суженых именно в Йом-Кипур и Ту бе-Ав. Йом-Кипур — это день наибольшей близости человека к Всевышнему. Ведь в этот день искупаются все грехи человека, между ним и Всевышним больше нет преграды. И Храм — это состояние целостности и близости между еврейским народом и Всевышним.

А когда существует близость между Всевышним и еврейским народом — это самое подходящее время и для сближения между людьми. Это подходящее время, чтобы создать еврейскую семью, еврейский дом, в котором будет Шхина (Б-жественное присутствие) — как проявление особой близости Всевышнего и еврейского народа.

Ту бе-Ав сегодня

И, хотя до нашего времени не сохранился обычай выходить в виноградники, день Ту бе-Ав сохраняет свой потенциал для создания еврейской семьи. Поэтому молитвы о нахождении супруга/супруги в этот день имеют особую силу.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


«Акедат Ицхак» буквально означает «связывание Ицхака». Об этом рассказывается в Торе, в недельной главе Ваера. Конечно же, никаких человеческих жертв в ходе «жертвоприношения Ицхака» принесено не было Читать дальше