Темы: Йеуда, Йосеф, Предназначение, Машиах, Давид, История, Святость, Животные, Материальность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Пророк Захария сказал, что Мошиах будет ехать на осле. «Бедняк, едущий на осле» (9:9). И есть трактовка, что это будет тот же самый осел, который раньше принадлежал Аврааму, Ицхаку, Якову, Мойше (Моисею) и Шмуэлу (Самуилу)… Но можно ли представить себе Мошиаха на осле в наше время или, тем более, в более позднее? Это в век-то высоких технологий?! Смешно. На машине — да. На самолете — да. Но на осле?! Владимир
Здравствуйте, Владимир!
Вы задаете хороший вопрос. Действительно, «Машиах на осле», вроде бы, звучит не очень…
Но надо определиться, в чем именно проблема. В том, что наступил век высоких технологий?
Осмелюсь предположить, что нет. Ведь если бы Машиах должен был въехать в Иерусалим на коне, это бы нас не смутило, правильно? Несмотря на то, что сейчас все передвигаются на машинах и самолетах, а не на лошадях. Почему? Потому что даже в такую эпоху различные животные что-то символизируют. Конь — боевую доблесть и победу. Поэтому победитель въезжает на коне, вне зависимости от эпохи. И поэтому на военных парадах, особенно декоративных, таких, как смена караула у дворцов типа Букингемского, гвардейцы — на конях, а также — в особых красочных костюмах. Хотя, как сказал бы один герцог, знакомый Мюнхгаузена: «в этом давно уже никто не воюет». Зато хорошо символизирует великолепие королевского двора.
Так что на самом деле наш вопрос — не почему на животном, а почему на осле. Ибо осел — не конь… Тот, кто въезжает на коне, выглядит триумфатором, а тот, кто на осле, — как-то не очень. И только тогда лезут в голову мысли, что надо бы на машине. А если бы на автомобиле, но не на президентском лимузине, а на какой-то маленькой машинке немодной марки? Это было бы приемлемо в век высоких технологий? Или все равно выглядело бы… не очень высоко?
Думается, что дело в последнем. Осел воспринимается как животное «низкое», не очень представительное и достойное. На многих языках «осел» — ругательство. Поэтому уже полторы тысячи лет назад, когда машин и самолетов еще не было, персидский царь Шабур спросил еврейского мудреца Шмуэля (Санедрин 98а): ваш Машиах приедет на осле?! Давайте я лучше пришлю ему своего коня! (На что мудрец ответил: а масть твоего коня сочетает в себе тысячу цветов? То есть, это особый осел. Но, согласно Раши, мудрец ответил не исчерпывающе, а, скорее, отмахнулся).
И действительно, пророк не просто говорит, что Машиах будет ехать на осле, но и называет его «бедняком». Именно такие ассоциации вызывает осел. И получается, что Тора на самом деле не спорит с нашими ощущениями — именно так Машиах и должен восприниматься. Но почему?
Вы также упоминаете слова мудрецов (Пиркей дэ-раби Элиэзер 31, Раши к Шмот 4:20), что осел Машиаха — это тот самый осел, который прежде принадлежал Аврааму и Моше. Более трех тысяч лет назад. Извините, какой осел столько живет?
Как сказано, дело в символике. Попробуем разобраться.
Когда кто-то едет на каком-то животном верхом, символизм тут двоякий.
С одной стороны, ехать верхом на ком-то означает возвыситься и властвовать над ним. Человек едет верхом на животном потому, что он — на более высоком уровне, чем животное. В некоторых местах, когда хотели унизить человека, ездили на нем верхом.
Именно так объясняет Маараль («Гвурот а-Шем» 9), почему Тора подчеркивает, что Авраам и Моше ехали на осле и на осле будет ехать Машиах. Маараль спрашивает: почему Моше усадил жену и детей на осла, неужели не было верблюда? Ибо осел означает: не тот статус. И отвечает: осел (хамор) символизирует материальность (хомриют), а эти три великих человека возвысились над материальным, встали выше материи. Не позволяли материальному миру властвовать собой, а сами властвовали над ним.
Почему именно эти три праведника, а не столь многие другие? Потому, что именно в их ситуации возвыситься над материальным было труднее всего.
Авраам был не только великим праведником, но и весьма успешным человеком. Ему было дано и богатство, и любовь, и уважение окружающих. Хетты ему сказали: «Князь Б-жий ты среди нас» (Берешит 23:6). Ранее, согласно комментарию Раши (там же 14:17), все собрались и поставили Авраама царем и вождем над собой. На монархов он производил такое впечатление, что фараон осыпал его дарами и отдал свою дочь Агарь в служанки-воспитанницы.
Другие праотцы, Ицхак и Яаков, тоже на разных этапах становились богатыми, но от людей уже часто видели зависть, а то и ненависть и угрозы. Моше тоже был по факту первым царем еврейского народа, которого тогда все остальные боялись; он также весьма разбогател, получив остатки камней, из которых были вытесаны Скрижали (Раши к Шмот 34:1). И Машиах не только будет царем еврейского народа, но и объединит весь мир, и все будут посылать ему дары.
Когда человек успешен и богат, велик соблазн расслабиться и наслаждаться доступными благами жизни. Зачем трудиться, когда уже всё есть? Такой соблазн испытывали Авраам и Моше, но преодолели его и возвысились над материальным. Они стремились к духовности, а в этой сфере человеку всегда есть, куда продвигаться. Вот и Машиах возвысится над материальным.
Но, с другой стороны, наездничество означает и некоторую связь, даже слитность с тем, на ком едешь. Поэтому, хотя человек выше животного, на котором он едет, все-таки он хочет, чтобы это было представительное животное. Так как оно отражает его собственный статус, как марка машины, на которой он ездит. Вот и осел Машиаха, согласно некоторым трактовкам, означает некоторое сходство с ним самого всадника. Какое же и почему?
Осел — один из главных помощников человека, наряду с быком. Они противоположны по своей природе, и им уподоблены основные типы людей и народов. В нееврейском мире быку уподоблен Эйсав, от которого произошла западная, христианская цивилизация, а ослу — Ишмаэль, от которого пошла цивилизация восточная, мусульманская. В еврейском народе быку уподоблен Йосеф, сын праматери Рахели, любимой жены Яакова, а ослу — Иссахар, сын праматери Леи, другой жены Яакова, находившейся в одном стане со своим старшим сыном Йеудой. От Йосефа, в конечном счете, произойдет Машиах бен-Йосеф (потомок Йосефа), а от Йеуды — Машиах бен-Давид (потомок Давида), который также уподоблен ослу. Это выводится из того самого стиха о «бедняке, едущем на осле» (мидраш Берешит Рабба 75:7).
Итак, сам Машиах уподоблен ослу, на котором он едет. Но — именно являясь одной из двух основных сил. Другая, противоположная, уподоблена быку. Как именно распределяются их роли и свойства?
На быке пашут. То есть, он начинает процесс, осуществляет самую трудную его часть — первопроходство и строительство. Осел же — вьючное животное. Он принимает уже готовый продукт и доставляет по назначению, таким образом, завершая процесс. Более скромная роль, но тоже необходимая. Бык силен, но может возгордиться достижениями, забыв о помощи Б-га. Осел не забудет, что произвел товар не он, поэтому будет скромным, только ему надо все-таки внести свою лепту и доставить (а то может полениться и подумать: как произвели товар бык с Б-гом, так пусть они и доставят).
В нееврейском мире Запад-«бык» исторически всегда был интеллектуалом или производителем, крестьянином и рабочим, а Восток-«осел» — торговцем, который шел с караваном и доставлял произведенный продукт. (В глазах Запада — часто презренным «торгашом»). В еврейском мире те, кто уподоблен быку, глубоко анализируют Тору и выводят из нее законы (окер арим — «вырывающий горы»), а те, кто уподоблен ослу, хорошо запоминают эти законы (принимают и несут) и способны их применять («Синай»).
Но, поскольку эти функции — разные этапы процесса, не только разные люди и народы могут быть уподоблены быку и ослу, но и разные поколения. В прошлом, до начала эпохи изгнаний — когда евреи достигли уровня строительства Храма и еще не скатились до уровня изгнаний, — весь народ Израиля иногда назывался Эфраим (см., например, Ирмияу 31) — по имени ведущего из десяти колен, потомка Йосефа.
А после изгнания, напротив, ведущим становится колено Йеуды, и слово йеуди начинает использоваться как обозначение любого еврея. То есть раньше все, в той или иной мере, могли уподобиться быку — были полны сил, начали духовный процесс и много построили. Хотя могли и возгордиться, и изваять тельцов (именно в «бычьей» гордыне суть тех грехов).
Теперь же все мы подобны, скорее, ослу: уже не можем так высоко подниматься и строить — скорее, принять Тору и Традицию, выработанную предыдущими поколениями, и сохранить ее, донести до конца истории.
К тому же, осел символизирует материализм, который столь характерен именно для последних поколений, всё больше погружающихся в него, со всеми новыми удобствами без конца и края.
Машиах, потомок Давида, который будет завершать исторический процесс, приедет на осле. Да, он будет возвышаться над этим миром и его материализмом, но царь только с одной стороны отделен от народа. С другой стороны он — плоть от плоти его. Источником силы и власти правителя является народ, и обычно народ получает того правителя, которого заслуживает.
Моше находился на невероятно высоком уровне, но, когда грешил народ, Моше также терял свою близость к Б-гу, хотя в грехах не участвовал (Раши к Шмот 32:7 и к Дварим 2:17). Вот и осел, на котором будет ехать Машиах, символизирует не только материализм, над которым он будет возвышаться, но и народ, на котором будет зиждиться его сила.
В этом, как я слышал, смысл утверждения рава Йосефа в Талмуде (Санхедрин 98 б): пусть придет Машиах, даже если мне придется сидеть в тени навоза его осла. Осел — животное неидеальное. Много в нем материализма. И много навоза. Целые кучи, отбрасывающие тень. Такими будут и люди в том поколении, когда придет Машиах. Поэтому ради лицезрения Машиаха придется это поколение потерпеть.
Но как же он придет к таким людям? По этому поводу замечает Маараль (там же): хотя осел связан с материальным и некашерен, в то же время, это единственное из некашерных животных, первенец которого тоже должен быть выкуплен, пусть не так, как остальные кашерные животные, но всё же. Ибо какая-то святость у него внутри есть, и ее надо «вывести на поверхность».
Да и пока ее не раскрыли, этот осел, несмотря на весь его материализм и навоз, остается вьючным животным, терпеливо трудящимся и несущим свой груз. И не брыкается, в отличие от гордых коней и быков. Осел покорен и скромен, он осознает свои ограничения, знает, что он не произвел товар, а только доставляет его.
Так что осел — это мы все. Предкам в подметки не годимся, «если прежние поколения подобны ангелам, то мы подобны людям, а если они подобны людям, то мы — ослам» (Шабат 112 б). Больших высот не достигаем. Но трудимся, как можем, несем бремя, терпим по жизни.
Именно к такому поколению придет Машиах, именно на таком народе будет зиждиться его сила. Он не въедет на коне, ибо будет осознавать, что не он здесь истинный триумфатор, а Б-г. Который, «поднимает из пыли бедняка, из сора возвышает нищего, чтобы посадить его со знатными» (Теилим 113:7-8).
Так чувствовал написавший эти стихи предок Машиаха Давид — не он поднялся и себя построил, а Б-г его поднял. Сам он недостоин, всё достоинство — от Б-га. И так будет ощущать себя Машиах вместе со своим поколением — бедняком, едущим на осле и подобным ему.
Но именно такой тип людей и лидеров необходим для завершения исторического процесса. Чтобы было очевидно: не люди во главе с вождем его завершают, а Б-г, и вся слава — Ему!
С уважением, Меир Мучник
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Хава Куперман,
из цикла «12 колен Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?