Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Машиах прибудет на осле, а не на машине или самолете?

Темы: Йеуда, Йосеф, Предназначение, Машиах, Давид, История, Святость, Животные, Материальность

Отложить Отложено

Шалом! Пророк Захария сказал, что Мошиах будет ехать на осле. «Бедняк, едущий на осле» (9:9). И есть трактовка, что это будет тот же самый осел, который раньше принадлежал Аврааму, Ицхаку, Якову, Мойше (Моисею) и Шмуэлу (Самуилу)… Но можно ли представить себе Мошиаха на осле в наше время или, тем более, в более позднее? Это в век-то высоких технологий?! Смешно. На машине — да. На самолете — да. Но на осле?! Владимир

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Владимир!

Вы задаете хороший вопрос. Действительно, «Машиах на осле», вроде бы, звучит не очень…

Еще не стал осел конем…

Но надо определиться, в чем именно проблема. В том, что наступил век высоких технологий?

Осмелюсь предположить, что нет. Ведь если бы Машиах должен был въехать в Иерусалим на коне, это бы нас не смутило, правильно? Несмотря на то, что сейчас все передвигаются на машинах и самолетах, а не на лошадях. Почему? Потому что даже в такую эпоху различные животные что-то символизируют. Конь — боевую доблесть и победу. Поэтому победитель въезжает на коне, вне зависимости от эпохи. И поэтому на военных парадах, особенно декоративных, таких, как смена караула у дворцов типа Букингемского, гвардейцы — на конях, а также — в особых красочных костюмах. Хотя, как сказал бы один герцог, знакомый Мюнхгаузена: «в этом давно уже никто не воюет». Зато хорошо символизирует великолепие королевского двора.

Так что на самом деле наш вопрос — не почему на животном, а почему на осле. Ибо осел — не конь… Тот, кто въезжает на коне, выглядит триумфатором, а тот, кто на осле, — как-то не очень. И только тогда лезут в голову мысли, что надо бы на машине. А если бы на автомобиле, но не на президентском лимузине, а на какой-то маленькой машинке немодной марки? Это было бы приемлемо в век высоких технологий? Или все равно выглядело бы… не очень высоко?

Думается, что дело в последнем. Осел воспринимается как животное «низкое», не очень представительное и достойное. На многих языках «осел» — ругательство. Поэтому уже полторы тысячи лет назад, когда машин и самолетов еще не было, персидский царь Шабур спросил еврейского мудреца Шмуэля (Санедрин 98а): ваш Машиах приедет на осле?! Давайте я лучше пришлю ему своего коня! (На что мудрец ответил: а масть твоего коня сочетает в себе тысячу цветов? То есть, это особый осел. Но, согласно Раши, мудрец ответил не исчерпывающе, а, скорее, отмахнулся).

И действительно, пророк не просто говорит, что Машиах будет ехать на осле, но и называет его «бедняком». Именно такие ассоциации вызывает осел. И получается, что Тора на самом деле не спорит с нашими ощущениями — именно так Машиах и должен восприниматься. Но почему?

Вы также упоминаете слова мудрецов (Пиркей дэ-раби Элиэзер 31, Раши к Шмот 4:20), что осел Машиаха — это тот самый осел, который прежде принадлежал Аврааму и Моше. Более трех тысяч лет назад. Извините, какой осел столько живет?

Как сказано, дело в символике. Попробуем разобраться.

Верхом — и над ним, и с ним

Когда кто-то едет на каком-то животном верхом, символизм тут двоякий.

С одной стороны, ехать верхом на ком-то означает возвыситься и властвовать над ним. Человек едет верхом на животном потому, что он — на более высоком уровне, чем животное. В некоторых местах, когда хотели унизить человека, ездили на нем верхом.

Именно так объясняет Маараль («Гвурот а-Шем» 9), почему Тора подчеркивает, что Авраам и Моше ехали на осле и на осле будет ехать Машиах. Маараль спрашивает: почему Моше усадил жену и детей на осла, неужели не было верблюда? Ибо осел означает: не тот статус. И отвечает: осел (хамор) символизирует материальность (хомриют), а эти три великих человека возвысились над материальным, встали выше материи. Не позволяли материальному миру властвовать собой, а сами властвовали над ним.

Почему именно эти три праведника, а не столь многие другие? Потому, что именно в их ситуации возвыситься над материальным было труднее всего.

Авраам был не только великим праведником, но и весьма успешным человеком. Ему было дано и богатство, и любовь, и уважение окружающих. Хетты ему сказали: «Князь Б-жий ты среди нас» (Берешит 23:6). Ранее, согласно комментарию Раши (там же 14:17), все собрались и поставили Авраама царем и вождем над собой. На монархов он производил такое впечатление, что фараон осыпал его дарами и отдал свою дочь Агарь в служанки-воспитанницы.

Другие праотцы, Ицхак и Яаков, тоже на разных этапах становились богатыми, но от людей уже часто видели зависть, а то и ненависть и угрозы. Моше тоже был по факту первым царем еврейского народа, которого тогда все остальные боялись; он также весьма разбогател, получив остатки камней, из которых были вытесаны Скрижали (Раши к Шмот 34:1). И Машиах не только будет царем еврейского народа, но и объединит весь мир, и все будут посылать ему дары.

Когда человек успешен и богат, велик соблазн расслабиться и наслаждаться доступными благами жизни. Зачем трудиться, когда уже всё есть? Такой соблазн испытывали Авраам и Моше, но преодолели его и возвысились над материальным. Они стремились к духовности, а в этой сфере человеку всегда есть, куда продвигаться. Вот и Машиах возвысится над материальным.

Но, с другой стороны, наездничество означает и некоторую связь, даже слитность с тем, на ком едешь. Поэтому, хотя человек выше животного, на котором он едет, все-таки он хочет, чтобы это было представительное животное. Так как оно отражает его собственный статус, как марка машины, на которой он ездит. Вот и осел Машиаха, согласно некоторым трактовкам, означает некоторое сходство с ним самого всадника. Какое же и почему?

Бык и осел — производитель и перевозчик

Осел — один из главных помощников человека, наряду с быком. Они противоположны по своей природе, и им уподоблены основные типы людей и народов. В нееврейском мире быку уподоблен Эйсав, от которого произошла западная, христианская цивилизация, а ослу — Ишмаэль, от которого пошла цивилизация восточная, мусульманская. В еврейском народе быку уподоблен Йосеф, сын праматери Рахели, любимой жены Яакова, а ослу — Иссахар, сын праматери Леи, другой жены Яакова, находившейся в одном стане со своим старшим сыном Йеудой. От Йосефа, в конечном счете, произойдет Машиах бен-Йосеф (потомок Йосефа), а от Йеуды — Машиах бен-Давид (потомок Давида), который также уподоблен ослу. Это выводится из того самого стиха о «бедняке, едущем на осле» (мидраш Берешит Рабба 75:7).

Итак, сам Машиах уподоблен ослу, на котором он едет. Но — именно являясь одной из двух основных сил. Другая, противоположная, уподоблена быку. Как именно распределяются их роли и свойства?

На быке пашут. То есть, он начинает процесс, осуществляет самую трудную его часть — первопроходство и строительство. Осел же — вьючное животное. Он принимает уже готовый продукт и доставляет по назначению, таким образом, завершая процесс. Более скромная роль, но тоже необходимая. Бык силен, но может возгордиться достижениями, забыв о помощи Б-га. Осел не забудет, что произвел товар не он, поэтому будет скромным, только ему надо все-таки внести свою лепту и доставить (а то может полениться и подумать: как произвели товар бык с Б-гом, так пусть они и доставят).

В нееврейском мире Запад-«бык» исторически всегда был интеллектуалом или производителем, крестьянином и рабочим, а Восток-«осел» — торговцем, который шел с караваном и доставлял произведенный продукт. (В глазах Запада — часто презренным «торгашом»). В еврейском мире те, кто уподоблен быку, глубоко анализируют Тору и выводят из нее законы (окер арим — «вырывающий горы»), а те, кто уподоблен ослу, хорошо запоминают эти законы (принимают и несут) и способны их применять («Синай»).

Но, поскольку эти функции — разные этапы процесса, не только разные люди и народы могут быть уподоблены быку и ослу, но и разные поколения. В прошлом, до начала эпохи изгнаний — когда евреи достигли уровня строительства Храма и еще не скатились до уровня изгнаний, — весь народ Израиля иногда назывался Эфраим (см., например, Ирмияу 31) — по имени ведущего из десяти колен, потомка Йосефа.

А после изгнания, напротив, ведущим становится колено Йеуды, и слово йеуди начинает использоваться как обозначение любого еврея. То есть раньше все, в той или иной мере, могли уподобиться быку — были полны сил, начали духовный процесс и много построили. Хотя могли и возгордиться, и изваять тельцов (именно в «бычьей» гордыне суть тех грехов).

Теперь же все мы подобны, скорее, ослу: уже не можем так высоко подниматься и строить — скорее, принять Тору и Традицию, выработанную предыдущими поколениями, и сохранить ее, донести до конца истории.

К тому же, осел символизирует материализм, который столь характерен именно для последних поколений, всё больше погружающихся в него, со всеми новыми удобствами без конца и края.

Приход Машиаха вопреки проблемам — или благодаря?

Машиах, потомок Давида, который будет завершать исторический процесс, приедет на осле. Да, он будет возвышаться над этим миром и его материализмом, но царь только с одной стороны отделен от народа. С другой стороны он — плоть от плоти его. Источником силы и власти правителя является народ, и обычно народ получает того правителя, которого заслуживает.

Моше находился на невероятно высоком уровне, но, когда грешил народ, Моше также терял свою близость к Б-гу, хотя в грехах не участвовал (Раши к Шмот 32:7 и к Дварим 2:17). Вот и осел, на котором будет ехать Машиах, символизирует не только материализм, над которым он будет возвышаться, но и народ, на котором будет зиждиться его сила.

В этом, как я слышал, смысл утверждения рава Йосефа в Талмуде (Санхедрин 98 б): пусть придет Машиах, даже если мне придется сидеть в тени навоза его осла. Осел — животное неидеальное. Много в нем материализма. И много навоза. Целые кучи, отбрасывающие тень. Такими будут и люди в том поколении, когда придет Машиах. Поэтому ради лицезрения Машиаха придется это поколение потерпеть.

Но как же он придет к таким людям? По этому поводу замечает Маараль (там же): хотя осел связан с материальным и некашерен, в то же время, это единственное из некашерных животных, первенец которого тоже должен быть выкуплен, пусть не так, как остальные кашерные животные, но всё же. Ибо какая-то святость у него внутри есть, и ее надо «вывести на поверхность».

Да и пока ее не раскрыли, этот осел, несмотря на весь его материализм и навоз, остается вьючным животным, терпеливо трудящимся и несущим свой груз. И не брыкается, в отличие от гордых коней и быков. Осел покорен и скромен, он осознает свои ограничения, знает, что он не произвел товар, а только доставляет его.

Так что осел — это мы все. Предкам в подметки не годимся, «если прежние поколения подобны ангелам, то мы подобны людям, а если они подобны людям, то мы — ослам» (Шабат 112 б). Больших высот не достигаем. Но трудимся, как можем, несем бремя, терпим по жизни.

Именно к такому поколению придет Машиах, именно на таком народе будет зиждиться его сила. Он не въедет на коне, ибо будет осознавать, что не он здесь истинный триумфатор, а Б-г. Который, «поднимает из пыли бедняка, из сора возвышает нищего, чтобы посадить его со знатными» (Теилим 113:7-8).

Так чувствовал написавший эти стихи предок Машиаха Давид — не он поднялся и себя построил, а Б-г его поднял. Сам он недостоин, всё достоинство — от Б-га. И так будет ощущать себя Машиах вместе со своим поколением — бедняком, едущим на осле и подобным ему.

Но именно такой тип людей и лидеров необходим для завершения исторического процесса. Чтобы было очевидно: не люди во главе с вождем его завершают, а Б-г, и вся слава — Ему!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше