Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Перевод Семидесяти, наступление эллинизма, гонения на египетских евреев.

Перевод Семидесяти

В 3459 году (301 году до н.э.) Иудея была присоединена к египетской империи Птолемеев. После смерти Птолемея Первого его сын, Птолемей Второй Филадельф, освободил всех пленных евреев, которых его отец переселил в Египет. Эти евреи основали богатую общину в Александрии. Птолемей Второй предоставил им все гражданские права и назначил многих из выдающихся деятелей общины на самые высокие государственные посты в своей империи.

Это был просвещенный правитель, покровительствовавший наукам. Выразив желание познакомиться с содержанием Торы, он потребовал от первосвященника Иерусалимского Храма прислать к нему семьдесят мудрецов, чтобы те перевели Тору на греческий язык. Поэтому этот перевод называют «переводом Семидесяти» {Септуагинта). Появление Септуагинты позволило многим народам познакомиться с Торой. День окончания перевода Торы стал для египетских евреев праздником. Евреи же Эрец Исраэль опасались, что теперь александрийские евреи, вместо того, чтобы изучать Святую Тору, будут довольствоваться ее переводом; из-за этого они отдалятся от истины, забудут родной язык и, наконец, растворятся в греческом обществе. К сожалению, так и случилось. С течением времени египетские евреи совершенно забыли родной язык и традиции своего народа.

Наступление эллинизма

Но и в Израиле тоже было немало евреев, которые тянулись к греческой культуре и готовы были отбросить древние традиции. Первым из эллинизировавшихся евреев стал Йосеф бен Тувья. Это произошло в годы правления Птолемея Третьего. Властитель назначил первосвященнику очень высокий налог, и, когда тот отказался его заплатить, Птолемей пригрозил жестоко расправиться с евреями. Йосеф бен Тувья поехал в Египет и, заплатив большую сумму денег, сумел умилостивить царя.

Йосеф убедил царя передать в его руки сбор налогов в иудее и Сирии, а также предоставить ему для этой цели военную силу. Йосеф бен Тувья пообещал царю существенно увеличить сумму податей. Получив особые полномочия, он буквально выжал Иудею, и, в результате, он и его приближенные обогатились. Богатые, заботящиеся о мнимом величии евреи начали пренебрегать еврейскими ценностями и традициями. Сыновья Йосефа пошли еще дальше своего отца. Они совершенно отошли от Торы и заботились лишь об увеличении своего богатства. Самый младший из них, Гиркан, был однажды отправлен отцом в Египет, чтобы передать собранные подати. Во время этого визита ему удалось приобрести расположение царя. Старшие братья, позавидовав Гиркану, решили жестоко отомстить ему. Братья напали на Гиркана; во время борьбы двое из них были убиты, а сам Гиркан бежал в соседнюю провинцию.

Египетские евреи проходят испытание

Птолемей Третий не пошел по стопам отца — он не жаловал евреев и не раз предпринимал попытки навредить им. Во время посещения Иерусалима царь захотел войти в святой Храм и вдруг, приблизившись к воротам, потерял сознание и упал. От этого его неприязнь к евреям усилилась. Он строил планы разрушения Иерусалима и Храма и угрожал лишить гражданских прав евреев, которые оставались верными вере отцов. Большинство евреев не уступило ему и не предало Б-га и Его Тору.

Однажды Птолемей Третий потребовал собрать знатных евреев Александрии в большом цирке, где по приказу царя на них натравили слонов. Но слоны, вместо того, чтобы наброситься на евреев, раздавили множество греков. С тех пор царь не делал больше попыток причинить зло евреям. Когда Птолемей Третий умер, на престол вступил его несовершеннолетний сын. Этим воспользовался царь Сирии Антиох Третий, который в 3552 году (208 году до н.э.) присоединил Иудею к своему царству.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.