Темы: Коэн, Храм, Чудеса, Назир, Спасение жизни, Жертвоприношения, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШаббат Шалом! Какие виды жертв в иудаизме? И по недельной главе: «жертва благодарности» и «жертва назира» — что такое «жертва назира»?
Шалом!
Перечислю сначала кратко основные виды жертв, приносимых в Храме: жертва всесожжения ола, грехоочистительная жертва хатат, повинная жертва ашам и мирная жертва шламим. Три первые категории жертв — ола, хатат и ашам — относились к так называемым жертвам «высокой святости» (кодшей кодашим; здесь и в названиях жертвоприношений — ударение на последнем слоге). Их либо сжигали целиком, либо отдавали коэнам, которые должны были их есть на территории храмового двора.
Жертвы шламим назывались также жертвам «малой святости» (кодашим калим). Долю от них получал коэн, остальное же хозяин жертвенного животного съедал на территории Иерусалима. К категории жертв малой святости относилась собственно мирная жертва, а также первенцы скота, десятина приплода скота, пасхальная жертва, и, наконец, благодарственная жертва и жертва назира.
Благодарственная жертва — это разновидность мирной жертвы, приносимая в благодарность за спасение, посланное Всевышним. Ее приносил, например, тот, кто вернулся из дальнего морского путешествия или пересек пустыню, узник, вышедший из тюрьмы, или то, кто перенес опасную болезнь (Брахот 54 б).
Интересно, что эту жертву можно было принести и просто по желанию, безо всякой видимой причины. Возможно, это говорит о том, что мы часто сами не замечаем тех чудес, которые с нами происходят. Поэтому стоит время от времени приносить жертву благодарности за те чудеса, на которые мы даже не обратили внимания (Аамек Давар).
Вместе с благодарственной жертвой приносилось хлебы четырех видов — по десять хлебов каждого вида. Три вида были из пресного теста, и один — из квасного. По одному хлебу каждого вида, а также голень и грудину жертвенного животного отдавали коэну приносившему жертву, все же остальное мясо и хлеба ел хозяин животного.
Обилие хлебов, которые нужно было съесть в течение дня и ближайшей ночи, означало: нужно созвать друзей на благодарственную трапезу, чтобы поведать им о своем чудесном спасении, как сказано (Тэилим 107:22): «И принесли жертвы благодарности, и рассказали о деяниях Его с ликованием». По той же причине среди хлебов благодарственной жертвы были и квасные: они вкуснее, чем маца, и смогут привлечь больше гостей на благодарственную трапезу (Аамек Давар). Ведь нет большей радости для Всевышнего, чем благодарность живущих в этом мире и их понимание и признание, что всё исходит от Него и случайностей не бывает (рав Моше-Давид Вали, 1697-1776, Италия).
Назиром назывался человек, давший обет не пить вина, не стричься и не оскверняться прикосновением к умершему (см. Бемидбар 6:1-21). По истечении срока своего нэзирута («назорейства») он должен был принести ягненка в жертву всесожжения, овечку — в грехоочистительную жертву и барашка — в жертву мирную.
Интересно, что мирная жертва назира тоже должна быть съедена в течение дня и ближайшей ночи и вместе с ней тоже приносили корзину с хлебами, что делает ее похожей на благодарственную жертву. И действительно: назир тоже должен поблагодарить Творца за то, что Тот помог ему исполнить свой обет, достигнув новых уровней святости и близости к Нему, как сказано (Амос 2:11): «И из ваших сынов возводил Я в пророки, и из ваших юношей — в назиры…»
Что происходит, если назир нарушил обет и осквернился прикосновением к умершему? Ему придется начать исполнение обета сначала — предыдущие дни не засчитываются. Кроме того, в этом случае также приносятся жертвы: два молодых голубя или две горлицы — в грехоочистительную жертву и жертву всесожжения.
В Торе сказано так (Бемидбар 6:11): «И приготовит священнослужитель одного из них в очистительную жертву и одного во всесожжение, и искупит его от того, чем согрешил из-за души…» Согласно простому пониманию, здесь идет речь о душе умершего, то есть коэн искупит грех, который назир совершил, прикоснувшись к умершему.
Но у мудрецов есть интересное толкование: «Раби Эльазар а-Капар говорит: “За то, что огорчал себя, воздерживаясь от вина” (Сифрей, Назир 19а)». То есть, он совершил грех против своей собственной души, отказавшись от того, что Тора не запрещает. И это вызывает у нас непонимание: как назир, которого сама Тора называет «святым», вдруг стал грешником?!
Вероятно, следует сказать: поскольку ему придется начать выполнение обета сначала, его отказ от вина оказался бессмысленным и поэтому — неоправданным. И, всё же, не совсем понятно, в чем его грех. Ведь прикоснуться к умершему он мог совершенно случайно, как сказано: «А если умрет кто-либо при нем нежданно…» (Бемидбар 6:9).
Здесь мы видим важное правило: истинная оценка поступков человека зависит от их внутренней мотивации. Если отказ от вина был продиктован любовью к Творцу и стремлением стать лучше, Бог помогает и бережет человека от неприятных событий. Но, если истинной причиной принятия обета были гнев, зависть, обида и прочие некрасивые «движители», Б-г не оказывает человеку поддержки и тому будет трудно завершить исполнение обета благополучно (см. комментарий Кли Йакар к Бемидбар 6:11). Поэтому, когда человек хочет взять на себя больше, чем требует Закон, ему следует проверить себя — каковы истинные мотивы этого стремления.
Остается только просить Всевышнего, чтобы всеми нашими поступками руководило одно желание — исполнить Его волю!
С уважением, Арье Гальчук
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Еврейские священники
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его