Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Цфат, Каббала, Хесед, Рав Александр Кац, Италия
Раби Менахем-Азарья Де Фано (5308—5380 /1548—1620/ гг.) — законоучитель и кабалист.
Происходил из итальянского городка Фано, расположенного на побережье Адриатического моря.
Учился у р. Моше Кордоверо (Рамака; см.), выдающегося цфатского кабалиста. Впоследствии он ознакомился и с наследием р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.) и в течение всей жизни развивал его кабалистические идеи и методы духовного совершенствования.
Р. Де Фано унаследовал значительное состояние и тратил очень крупные суммы на благотворительность. В 5330 /1570/ году он оказал помощь многочисленным жертвам землетрясения в Италии. Но особенно много он тратил на содержание неимущих знатоков Торы, а также на приобретение для них ценных рукописей и на издание книг — на его средства были напечатаны, например, такие важные произведения мудрецов Цфата, как Кесеф мишнэ, основной труд р. Йосефа Каро (см.), и Пардес римоним, основной труд р. Моше Кордоверо.
Р. Де Фано был раввином в ряде крупнейших общин северной Италии — в Ферраре, Венеции, Борго, и, наконец, в Мантуе. В каждом из этих городов он стоял во главе ешив, в которых занималось множество учеников из Италии и Германии. Наиболее выдающимся из его учеников был р. Аарон из Модены (см.), духовный лидер следующего поколения евреев Италии.
Р. Де Фано был общепризнанным духовным лидером поколения, и из разных концов диаспоры обращались к нему за решением спорных вопросов. В 5360 /1600/ году в Венеции он издал сборник своих респонсов — Шеэлот утшувот (Вопросы и ответы). Его респонсы отличаются четкостью алахических построений и ясностью стиля.
Из семнадцати его опубликованных сочинений большинство посвящены кабале: особенно известны и значительны трактат Гилгулей нешамот (Переселение душ), а также кабалистический комментарий к молитвеннику, названный Канфей йона (Крылья голубки). По оценке знаменитого кабалиста р. Йешаи Гурвица (Шла Акадош; см.), данной им книгам Де Фано, «все его слова и его Тора — истина».
Р. Менахем-Азарья Де Фано умер в Мантуе в 5380 /1620/ году.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»