Темы: Ципора Харитан, Любовь, Муж и Жена, Взаимопонимание, Различия в духовном уровне
Здравствуйте! Спасибо Вам большое за помощь, поддержку и возможность обратиться с вопросом. Я репатриировалась в Израиль 3 года назад, вышла замуж. Мой муж в своем первом браке был очень религиозным, все соблюдал, учился в йешиве, но потом во всем разочаровался, развелся с женой, и теперь не хочет ничего слышать о религиозной жизни. А я пришла внутри к решению жить более и более по Торе, соблюдать мицвот, изучать Тору и книги по иудаизму. Я поняла, что больше не смогу жить, как раньше, для меня уже нет никакого смысла в телевизоре, пустых разговорах и материальных удовольствиях. А муж поставил своей главной целью зарабатывать деньги, работает днями и ночами, не верит, что количество денег зависит не от него, а от Творца, и уже распределено в Рош аШана. В общем, мы уже не можем разговаривать и находить общий язык, т.к. я убеждена, что все от Вс-вышнего и смысл жизни в самосовершенствовании, а муж стремится к земным удовольствиям и к увеличению материального благосостояния.
Мы сейчас временно уехали из Израиля, у нас сын 1,5 года. Здесь практически нет еврейской общины (люди ходят в синагогу, но женщины ходят в брюках и не покрывают голову). Муж сказал, что мы не будем покупать кошерные продукты, т.к. они дороже. Не хочет видеть меня с платком на голове. Сказал, что мечтал жениться на бизнес-вумен, которая будет с ним стремиться заработать много денег, тусоваться с друзьями и наслаждаться жизнью. А я стремлюсь к духовному совершенствованию. В общем, сейчас перед нами дилемма: расстаться сейчас и пойти каждый своей дорогой, или попытаться все-таки как-то жить вместе. Но я не вижу возможности, что мы сможем стать единым целым, если муж не обратится к Торе. Я молюсь, чтобы Вс-вышний дал ему любовь к Торе, но сомневаюсь, смогу ли я сама укрепляться в выполнении мицвот рядом с ним. Может быть мне специально такое испытание, чтобы я научилась смирению и терпению, и пыталась жить еврейской жизнью, несмотря ни на что… Помогите, пожалуйста, посоветуйте, что делать. Спасибо большое! Н.
Уважаемая Н.,
Конечно, более простой вариант в Вашем случае — это расстаться с мужем и поискать человека, с которым у Вас будут общие взгляды на жизнь. Но если мы спросим себя, что Всевышний от нас хочет, то ответ: еврейский брак не расторгается раньше, чем опробовано всё, что можно, для того, чтобы его сохранить. Если Ваш муж разочаровался в религиозной жизни, то у него, как у многих людей, возникает желание делать назло. А Вы это к себе притягиваете.
Если вы оба хотите попробовать остаться вместе, нужно договориться, какие вещи непременно должны соблюдаться. Например, Вы не можете есть некошерную пищу и поэтому мужу придётся пойти на этот дополнительный расход. С другой стороны, если ему хочется развлечься каким-то более-менее кошерным способом, то Вы не должны у него это отнимать, даже если в Ваших глазах его занятие совершенно не духовное. Если муж будет чувствовать вместо Вашего презрения к его материальной устремленности уважение за то, что он хочет создать семье возможно лучшие жизненные условия, если он будет чувствовать, что Вы любите его и интересуетесь им как человеком, а не только проверяете его уровень духовности, думаю, он будет готов кое на какие уступки в отношении религиозной жизни — ради Вас. Пока же, извините меня, Вы рассматриваете его как объект, не поддающийся перевоспитанию, а поэтому и он упрямится и доказывает Вам, что Вы — не такая, какой он Вас планировал. Брак должен быть построен на взаимном уважении, а это значит, что мы принимаем второго человека таким, какой он есть, и стараемся дать ему то, что для него важно. А со своей стороны ценим то, что он дает нам.
Если Вы попробуете то, что я предлагаю, это будет очень нелегко, т.к. Ваш муж не изменится ни за месяц, ни за год, ни, наверное, даже за несколько лет. Но когда мужчина видит, что часть религиозности жены — это проявление уважения к нему и забота о нём, тогда он постепенно может примириться с её религиозностью. И кто его знает, может быть, Вам удастся, с Б-жьей помощью, залечить раны, которые у него в душе и которые ему мешают повернуться лицом к религиозной жизни. Если Вы сможете этого добиться, то поверьте, это самый высокий духовный уровень, которого может достичь женщина.
Желаю набраться сил для строительства семьи.
С уважением, Ципора Харитан
Читайте: тема В чем смысл жизни?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его