Темы: Избранность, 613 заповедей, Испытания, Суббота, Талит, Вера, Обычаи
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Я три года стараюсь соблюдать Шаббат. Но в последнее время стал задавать себе «детские» вопросы: Зачем я это делаю? Не делаю ли я это вопреки тем, кто насмехается над соблюдающими? Стану ли я держать Шаббат, если передо мной встанет серьезное испытание (например, работа, которая поможет встать на ноги и т. д.)?
Я хочу знать ответ для себя не на уровне слепой веры, а на уровне знания, которое основано на любви к соблюдению Шаббата, а не на страхе его несоблюдения. Многие соблюдающие не могут ответить на вопрос, зачем носить талит катан. Ответ часто ограничивается словами «это мицва». Понятно, что мицва, но я хочу знать смысл этой мицвы, а не довольствоваться тем, что надо слепо делать что-то потому, что надо. Спасибо заранее за помощь. N.
Здравствуйте, N.!
Ваши вопросы и чувства вполне понятны.
Действительно, не только в религиозном, но и в любом обществе, если обратите внимание, есть свои обычаи и традиции, и большинство людей соблюдает их потому, что «так надо», «так делают все». И, если не будешь так делать, станешь белой вороной, тебя сочтут «не таким», невежливым, ненормальным, ну и зачем создавать себе проблемы. Вот так надо одеваться, так здороваться, так держать при еде вилку и нож, такую музыку или литературу называть великой, такую политическую систему или идеологию считать правильной и т. д.
И в религиозном мире тоже многие соблюдают заповеди и «верят» по такому принципу. Потому что так их приучили (особенно тех, кто в этом обществе родился), и делать что-либо по-другому им и в голову не приходило. И единственное, что они могут ответить на вызов «А может, не так надо?» — это возмущенное «Да ты что!», «Как можно?!», «Это же ересь!»
И в каком-то смысле можно сказать, что именно такие люди походят на детей, которые без рассуждений делают то, что велели им родители или учителя: уж они, старшие, знают. Взрослый же человек пытается понять, почему, в самом деле, так надо, и совершать свои действия по выбору, а не по указке и привычке. Так?
Отчасти.
Но есть и другая сторона дела, понятная взрослому человеку.
Обычаи любого общества существуют не случайно, даже если не совсем понятно, почему надо именно так, а не по-другому. Когда с кем-то здороваешься, то какая разница, снимаешь при этом шляпу, кланяешься или жмешь руку? Все эти жесты являются знаками приветствия и позитивного отношения к встрече, но вот здесь принято так, а там иначе. И на вопрос, почему именно так, нет иного ответа, кроме «так здесь принято». Потому что люди организованы Б-гом в общество, чтобы они могли достичь того, что один человек достичь не может. Один в поле не воин, но армия победит.
Однако чтобы поддерживать единство и сплоченность этой армии, складывается множество условностей и ритуалов: все именно в такой форме, именно так маршируют и отдают честь, именно в таком порядке проводится парад и т. д. Почему именно так? Иначе нельзя? Можно. Поглядите на парады в разных странах, всё немного по-разному. Но в то же время — во многом одинаково. Ведь, так или иначе, надо делать что-то вместе и шагать единым строем.
Если же каждый будет решать, как ему одеваться и как шагать, получится не единая могучая сила, а сборище отдельных неуправляемых людей. Солдату лучше не быть зомбированным роботом, в определенных ситуациях надо проявлять инициативу. Но, с другой стороны, если каждый приказ военачальников будет обсуждаться и если каждый раз солдат захочет непременно понять, почему надо делать так, а не иначе, понятно, что такая армия быстро рассыплется. На каком-то этапе надо выполнять приказ именно потому, что «так приказано». Генералам виднее. Они могут ошибаться, но невыполнение приказа — еще более скорый путь к катастрофе.
Или представим себе рабочего, который на заводском конвейере собирает машину или самолет. Он может подумать: а зачем нужен гвоздь или гайка именно здесь? И в данном случае на заданный вопрос вполне может существовать технически обоснованный ответ: ведь инженер, конструктор, изобретатель действительно сделал все со смыслом, а не просто ради того, чтобы рабочие что-то делали вместе.
Тем не менее, если начинать объяснять каждому рабочему, в чем смысл каждого его шага, это явно делу не поможет. И время займет, да и не настолько каждый рабочий подготовлен, чтобы все по-настоящему понять. И придется ему положиться на конструктора: что тот сделал все со смыслом и так надо. Доказательство? Собранные им вместе с другими рабочими самолеты летают! Это работает. Значит, все сделано правильно, и он внес в это свою лепту.
А некоторые детали самолета на самом деле не критичны, и их отсутствие, скорее всего, не приведет к катастрофе. Тем не менее, каждая правильно сделанная деталь увеличивает безопасность. Еще одна предосторожность, и еще одна — не повредит. А если, наоборот, каждому рабочему будет дано решать, что вот эта деталь необязательна, и эта тоже, а я сейчас очень спешу домой, то так можно дорешаться до большой беды. И из-за одного гвоздя, как известно, может пропасть подкова, захромать лошадь командира и так далее, до полной катастрофы. Поэтому каждый рабочий обязан выполнить все в соответствии с данным ему планом.
То же можно сказать и о заповедях. У них всегда есть смысл, но не в каждом случае его можно сразу и полностью постичь, даже не каждый раввин сможет его доступно объяснить. В таких заповедях, как суббота и цицит, мудрецы видят много символизма, но, в принципе, в каждом случае можно спросить: почему именно так, а не иначе? Почему символы именно такие? Можно долго изучать, докапываться до смысла и, в конце концов, что-то постичь, но в процессе постижения заповеди в любом случае надо выполнять.
Потому что даны они высшим Конструктором — Б-гом, Который сделал нас, евреев, Своим избранным народом, Своей гвардией. И сказал, что дело этой гвардии — выполнение заповедей. И что именно так мы сохранимся как народ. Доказательство? Мы действительно сохранились за все эти тысячелетия. Будучи маленьким и беззащитным народом, «овечкой среди семидесяти волков». В ситуации, когда любой другой народ давно бы ассимилировался или был уничтожен. Самолет летает. Еврейский народ живет. Ам Исраэль хай. Это работает. Значит, правильно все сделал Конструктор, правильные указания дал каждому рабочему, и, выполняя эти заповеди, каждый внес в это дело свою лепту.
А некоторые детали заповедей сами по себе не были бы критичными, и их невыполнение не привело бы к духовной катастрофе. Тем не менее, каждая правильно выточенная деталь добавляет безопасности и надежности, обеспечивает дополнительную степень защиты — вероятности того, что Тора будет соблюдена и наш народ сохранится. От всего не защитишься, но вот такие степени защиты были нам предписаны. А если, наоборот, решать, что вот этот обычай соблюдать некритично, и этот тоже, у меня нет времени, а здесь первоначальная причина, по которой мудрецы ввели запрет, уже не существует, то можно, в конце концов, и полностью отойти от Торы. Поэтому надо выполнить все, что предписано Торой и мудрецами. Понимание этого — вторая сторона взрослости.
Конечно, можно понять значение многих заповедей и выполнять их более осмысленно. Но здесь важный момент: даже при подобном понимании вряд ли то или иное объяснение станет чудесным откровением, наполняющим весь видимый Вами мир каким-то сверхъестественным сиянием. Вы не подпрыгнете и не воскликнете: эврика, вот теперь я понимаю, почему надо соблюдать эту заповедь во что бы то ни стало!
Вам будет видна какая-то логика, какое-то символическое значение, которое может быть красивым и которое при желании можно принять. Но эта осмысленность не обязательно поможет, когда дойдет до тех испытаний, о которых Вы упомянули.
Например, работа, которая поможет встать на ноги, но выполнять ее надо будет и в субботу. Человек, стоящий перед таким испытанием, выслушав логическое объяснение и поняв символизм, испытает, скорее, разочарование и раздражение: и это все?! Только ради этого символизма я должен идти на такие жертвы? Но ведь мне так надо!!! Если буду работать, это может изменить и преобразить всю мою жизнь, решить такие большие проблемы! Неужели эти логические доводы и символика важнее?! Ведь никто не умрет, если я соблюдать субботу не буду.
Впрочем, даже если умрет… Разве убийца не понимает, почему нельзя убивать, а вор — почему нельзя воровать? Конечно, понимает, но все равно… ему очень надо! Нет денег, надо раздобыть их как угодно, что поделаешь, иначе нельзя, немного украду, ничего, владелец без этого не умрет. А вот того человека действительно надо убрать — он на самом деле сволочь, и всем только лучше без него станет. Или единственный способ спастись — через его труп, что поделаешь. Или он мне угрожает, а я только обороняюсь. (Самозащита действительно может быть оправданием, но отнюдь не всегда, это понятие растяжимое). Да и вообще он недочеловек, его раса нечистая, уничтожить его — это не убийство, а очищение! Или он «неверный» и убить его — святое дело.
Когда возникают подобные ситуации, то вся глубокая и осмысленная логика заповеди может быть моментально забыта и отброшена ради сильного соблазна и его искаженной логики.
Что же остановит человека в такой момент?
Только одно: осознание, что он не такой! Как же я смогу это сделать — я же не вор! Не убийца! Не нацист! Это не я! О чем тут вообще можно говорить, какую логику обсуждать, какие доводы взвешивать. Убивать нельзя!!! Не могу я этого сделать, ни за что на свете, хоть убейте меня самого!
То есть — если вопрос ставится не о логике и смысле того или иного действия, а о самой сущности человека, его идентичности.
Так в реальности обстоит дело и с остальными заповедями Торы. Нарушить субботу? Но я же еврей! Еврей должен соблюдать субботу!!! Нельзя мне ее нарушать, хоть убейте, и какое тут может быть обсуждение.
(Сегодня многие евреи не соблюдают субботу? Да, но их еврейство, весьма вероятно, не сохранится. Ассимилированные евреи обычно не только не соблюдают заповеди, но и не остерегаются смешанных браков, женятся на нееврейках, в результате чего на детях их еврейство уже прерывается... Мы же говорим о еврействе, у которого, как мы уповаем, есть будущее).
И цицит надо носить потому, что так делают евреи. Такая у евреев форма. Может ли королевский гвардеец выйти на парад без своей роскошной шапки потому, что лично ему некогда было ее надеть, дело было неотложное? Нет, не может! Что, без этой его шапки жизнь королевы будет в опасности? Нет, ничего с ней не случится. Но парад он испортит — для нее и для всех, подведет и ее, и своих товарищей. Только представьте себе фотографии и заголовки газет на следующий день! Поэтому, если выйдет в таком виде, — никакой он не гвардеец, а…сами решайте, как его назвать.
Поэтому на протяжении истории столько евреев жертвовали собой ради веры, отказываясь перейти в христианство, хотя вовсе не в каждом случае они были гениями или великими богословами, понимавшими весь глубокий смысл, заложенный в исполнении заповедей. Принято говорить, что их питала «простая вера». Но слово «вера» — на самом деле означает верность (о чем отдельный разговор). Под вопросом была сама их идентичность — верность себе и Б-гу. Еврей — это тот, кто верит в Единого Б-га и соблюдает Тору, а не следует учениям других религий. Изменить этому? — Лучше убейте.
Эту идею и передает на самом деле выражение «это мицва». Это «приказ» — Б-га нам, Его избранному еврейскому народу, Его гвардии. Для гвардейца именно в этом заключается основная причина каждого действия. Так повелел Царь! И это не просто страх наказания, это нечто большее — страх измены себе, своему народу и Б-гу. Страх подвести. Страх нарушить строй, гладко функционирующую службу гвардии. И основан этот страх на самом деле именно на любви: то, что любишь, боишься потерять или испортить. И того, кого любишь, боишься огорчить, разочаровать, подвести. И любишь именно «свое», «родное», даже если не совсем понимаешь смысл и символизм.
Продолжайте искать смысл во всем, что Вы делаете в жизни. Но при этом не забывайте, что, прежде всего, Вы — еврей. И одно это ко многому обязывает.
С уважением, Меир Мучник
Рав Ашер Кушнир
В чём избранность еврейского народа?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Почему Тора, являющаяся основным ключом к добру, была дарована только Израилю?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Яков Шуб
А если живёшь среди неевреев?
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Что в раскаянии труднее всего?
Рав Зеев Гершензон
Что об этом думал Рамбан?
Рав Моше Гекрайтер
Ашем не прощает, пока не простит обиженный человек?
Рав Реувен Куклин
Кто выдумал совесть?
Рав Моше Гекрайтер
Если я попрошу другого сделать пожертвование, зачтётся ли это мне?
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли как-то избежать страданий?
Рав Моше Гекрайтер
Должен ли я просить у него прощения, если я уже вернул вещь и раскаялся?
Рав Эльяким Залкинд
А потом предусмотрительно и вполне искренне раскаяться?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Берл Набутовский
Ещё не поздно попросить прощения...