Как и когда ашкеназские евреи попали в Германию?13 декабря 2018 года, отвечает Рав Моше Сытин Как и когда ашкеназcкие евреи попали в Германию? Когда ашкеназы стали отдельной группой? Читать дальше |
|
Почему великие люди умирают молодыми?20 августа 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Почему великие люди умирают молодыми? Это актуально как для евреев, так и для неевреев. Читать дальше |
|
Можно ли есть на улице?2 августа 2018 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте! Нигде не смогла найти ответ, но помнится, где-то слышала, что есть на улице считается нескромным. Не могли бы вы немного осветить эту тему (буду также рада ссылкам на источники) — по каким причинам? Во всех ли случаях? Только женщине, или мужчинам и детям «ми-гиль хинух» («в возрасте, когда возможно воспитание») тоже? Или это устрожение? Есть ли разница, что есть — мороженое на ходу, конфету, жвачку или горячий обед, сидя на лавочке. У меня часто случаются скачки сахара (ну, или сильные приступы голода), сопровождающиеся предобморочным состоянием, в том числе это бывает во время беременности. Прилично ли в таком случае, чтобы не ослабнуть совсем, что-то пожевать, находясь на улице или в автобусе? А. Читать дальше |
|
У кого мудрость: у людей преклонных лет или у молодых?4 января 2018 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемый Рав! Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. В книге Йова написано: «У старцев мудрость, и у долголетних разум» (Йов 12:12). Но в той же книге написано: «Не великие (возрастом) мудры, и (не) старики разумеют истину» (Йов 32:9), правда, эти слова уже говорит не Йов и не его друзья, но молодой человек Элиу, которого не удовлетворили ни слова трёх друзей Йова, ни слова самого Йова. И ещё есть одна еврейская пословица: «Седина — признак старости, а не мудрости». В обществе принято считать, что старые люди мудрее, чем те, кто помоложе. И в то же время говорят же: «Старый — что малый». Так как же всё это совместить, уважаемый Рав? И как прийти к какому-то конкретному выводу? У кого же мудрость: у людей преклонных лет или у людей молодых, если рассматривать эту ситуацию как в контексте книги Йова, так и вообще, по жизни? Ситуация с Йовом, когда оказался более прав молодой человек Элиу (и, видимо, он и оказался самым мудрым!), а не Йов и его три друга, — это исключение из правила или может так быть в жизни? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
Почему сказано, что в наше время могут пророчествовать только дети и сумасшедшие?12 июля 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, я бы хотел узнать по поводу пророчества. Почему сказано, что только дети и сумасшедшие (после разрушения Храма иногда могут пророчествовать)?? А также: как относится иудаизм к предсказаниям Ванги? Спасибо большое. N. Читать дальше |
|
Слышал, что мудрецы Торы по-разному толковали Тору. Почему?14 июня 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться со следующим вопросом. Часто слышал, что нередко случалось так, что мудрецы Торы по-разному толковали ее части. А почему это происходит? Какого мнения в таких случаях придерживаться? Или в Тору специально были заложены различные варианты толкования, которые все правильные? Заранее благодарен. N. Читать дальше |
|
В каких случаях, говоря об умершем, мы добавляем «благословенна его память»?20 марта 2017 года, отвечает Рав Мендель Агранович Здравствуйте, у меня вопрос: в каких случаях употребляется выражение «זכרונו לברכה» («зихроно ли-враха» — «благословенна его память»)? На письме употребляют сокращение ז"ל («заль») после имени отошедшего в мир иной человека. А в разговорной речи? Я обязана всегда говорить «зихроно ли-враха»? А как быть в случае, когда я не была знакома с человеком лично? Заранее спасибо. Галина Читать дальше |
|
Великий мудрец Талмуда убийца?9 марта 2017 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом Аллейхем! Где-то в Талмуде я читал, что на Пурим р. Зейра и Раба сильно напились, и один зарезал другого. Затем сделал тшуву и оживил его. Как это возможно? И как это вообще понимать? М. Читать дальше |
|
Что подвигло Хофец Хаима написать книгу о запрете злословия?24 августа 2016 года, отвечает Рав Лейб-Нахман Злотник Здравствуйте, уважаемый рав! На уроке для женщин в нашей общине раббанит даёт урок по книге «Хофец Хаим», повествующей о запрете говорить о других людях дурное. Потрясающая книга! Я хотела бы немного узнать о ней: что подвинуло автора к её созданию, сколько времени он её писал, в каком году впервые она вышла, каково было отношение к книге главных раввинов того времени и простых людей. Заранее благодарна, Елена Б. Читать дальше |
|
Слышал мнение одного раввина в телепередаче: можно гневаться, но не выплескивать гнев. Это так?!17 марта 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Я слышал такое мнение одного раввина в телепередаче, что, мол, если человек гневается на другого, но не показывает своего гнева на того, то пусть гневается. Такой человек праведник. В связи с этим высказыванием у меня возникли вопросы. 1) Верно ли это мнение? 2) Если да, то как же наша душа? Разве не дОлжно ей скорее избегать гнева, чем выплёскивания его вовне? 3) Работая над собой так, не остаёмся ли мы абсолютно земными людьми, внешними, вовсе не направленными своим деланием вовнутрь себя, стремясь к очищению души, а не поступков? Ведь поступки — они для людей лишь видны, душа же видна Господу! Весьма благодарен. С уважением, Евгений Читать дальше |
|
Вы писали, что совет мудрецов многого стоит. Где наглядно это проявляется?13 июля 2015 года, отвечает Рав Мендель Агранович В прошлом в одном из ответов Вы писали, что совет мудрецов многого стоит, могли бы Вы показать, где наглядно это проявляется? С ув., Я. Читать дальше |
|
Мы карлики на плечах великанов?11 июня 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Мне не до конца понятно соотношение нашего духовного уровня с уровнем предыдущих поколений. С одной стороны, все говорят о йеридат а-дорот — снижении духовного уровня поколений, а с другой — есть известное выражение, что наше поколение подобно карликам, стоящим на плечах у великанов. Как я понимаю, это значит, что хоть сами мы гораздо меньше, но благодаря гигантской работе всех предыдущих поколений мы оказались на их «плечах», т.е. духовно выше их и видим дальше, хотя собственная наша заслуга в этом минимальна. И действительно, слава Б-гу, сегодня мы видим, насколько процветает изучение Торы, помощь бедным и неимущим, поддержка больных и т.п. Читать дальше |
|
Есть ли проблема принимать подарки?4 февраля 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! Я слышал в нескольких уроках упоминание о том, что некоторые (или многие?) раввины не принимают подарков. Объясните, пожалуйста, подробно причину. Как мне относиться к безвозмездной материальной помощи, которую предлагают не очень близкие люди? Говорит ли Тора или устная традиция о какой-то связанной с этим опасности, зависимости и т.п.? Александр, Брест Читать дальше |
|
Для кого предназначены все тонкости алахи?13 ноября 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте уважаемые раввины. Я вдруг задумалась над тем, как тяжело постоянно помнить о всех деталях соблюдения различных мицвот. Ведь деталей очень и очень много, и проучить их один раз совершенно недостаточно. Нужно постоянно ежедневно штудировать Шулхан Арух и другие книги по алахе, чтоб обновлять в памяти все детали. Я даже слышала утверждение (не знаю, насколько это так), что если человек каждый день не учит алаху, то он обязательно что-то забудет и нарушит. (кажется, это касалось законов субботы). А вот сегодня мне пришло в голову, что на протяжении всей нашей истории постоянно учили Тору лишь немногие, максимум 5-10% нашего народа посвящали жизнь изучению Торы, остальные если и учили что-то, то крайне нерегулярно. Большая часть народа целыми днями тяжело работали и максимум один-два раза в неделю посещали урок раввина. На большее у них не было ни сил, ни времени, ни денег. Большая часть народа всегда была относительно неграмотной, а мицвот исполняли так, как научились от своих родителей, а те получили знания от своих родителей и т. д. Соответственно, ни о каком ежедневном изучении алахи речи не шло, и множество деталей, описанных в книгах по алахе, большей частью народа не соблюдались. У меня возник вопрос: так для кого прописывались все эти детали в огромных количествах, если народ не был в состоянии их знать и соблюдать? Получается, что большая их часть относилась только к талмидей хахамим, поскольку только они и занимались их скрупулезным изучением? И именно их имели в виду рабаним, когда писали, что что-то запрещено по подобию другого запрета, чтоб случайно по незнанию не нарушить главный запрет? Получается, что рабаним, устанавливая алаху, знали, что в таком виде ее будет соблюдать лишь небольшая часть талмидей хахамим. Почему же ориентация всегда была именно на них? Почему алаху не привели в такой вид, в котором она была доступной для большей части нашего народа? … Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Какой рав обладает бόльшим авторитетом?3 октября 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир У меня к вам вопрос. Недавно я поспорил с одним человеком. Я сослался на одного раввина, а тот сказал, что он не самый авторитетный рав и что не надо его слушать. Не пойму, откуда известно, что этот рав «авторитетный», а этот — нет? Читать дальше |
|
Если хочешь узнать, как относится к тебе Творец, надо посмотреть, как относятся к тебе люди?14 августа 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте рав! В Пиркей Авот сказано, что если хочешь узнать, как относится к тебе Творец, то посмотри, как относятся к тебе люди — это и будет отражением отношения Творца (надеюсь, я правильно запомнила смысл этой мишны).Возникает вопрос, кто эти «люди», на отношение которых нужно обратить внимание? Это все окружающие в целом или только самые близкие? Это все вообще (и евреи и неевреи) или только религиозные евреи? А если все люди относятся по разному: одни любят, а другие не любят, то что это означает и на мнение кого больше обращать внимание? Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Откуда у раввинов дух пророчества?22 июня 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Позвольте спросить, а откуда большие раввины знают, что отвечать на вопросы по всем областям нашей жизни? Им это из книг или каким-то мистическим образом известно? Или, может быть, у них развит дух пророчества? Читать дальше |
|
Моя подруга часто выражает недовольство переездом в Израиль11 июня 2014 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Здравствуйте, уважаемые раввины! Моя подруга часто выражает свое недовольство переездом в Израиль. Жалуется, что здесь очень тяжело жить и в России было лучше. Говорит, что здесь тяжелый климат и невкусная пища, недовольна и другими вещами. Мне это мешает. Когда я приехала — тоже сначала было непросто сразу ко всему привыкнуть, но я переносила все с радостью, ни на что не жаловалась. Наоборот, очень люблю страну Израиля, даже, когда есть возможность, стараюсь убрать пакеты и другой мелкий мусор с земли, если вижу, что их случайно отнесло ветром от мусорного бака. Ведь это приводит к загрязнению окружающей среды! Подруге я раньше пыталась что-то возразить, что чувствую, что неправильно так относится к своему переезду в Израиль. Но она всегда находит, что ответить мне, и я уже сама задумываюсь, права ли я. Дайте, пожалуйста, знать, как Тора относится к этому вопросу. Заранее благодарю! Рина Читать дальше |
|
Рав, Раввин, Ребе — кто он?27 апреля 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир В наш город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются от всех остальных только одеждой… Кто такой рав? Кого можно называть равом? Вопрос Скажите, можно ли полагаться на совет молодого раввина, который не имеет жизненного опыта? Читать дальше |
|
Праздновали ли древние евреи свои дни рождения?7 июня 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Хочется узнать, праздновали ли древние евреи свои дни рождения? Спасибо, К., Россия Читать дальше |
|
Известны ли еврейские мудрецы, жившие в Германии?7 октября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав, известны ли еврейские мудрецы, жившие в Германии, а особенно в Баварии? Если да, назовите их и их книги. Спасибо. К. Читать дальше |
|
Почему ваша одежда не соответствует погодным условиям?24 июля 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, раббаним. Почему ортодоксальный иудаизм имеет такую внешнюю форму выражения, несоответствующую погодным условиям (чёрные лапсердаки, шляпы с полями, иногда меховые шапки)? Чем обуславливается консерватизм внешнего вида и деление по внешним признакам внутри иудаизма (харидим, купа сруга, хасидизм)? Спасибо, Мирон, Наария Читать дальше |
|
Почему одних мудрецов называют просто «раби», а других — «рабейну»?21 мая 2012 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом! У меня такой вопрос: почему некоторых мудрецов называют просто «раби», а некоторых «рабейну» (рабейну Там и др.)? Ента Читать дальше |
|
Почему мудрецы оправдывают поступок дочерей Лота?10 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый рав Овадья Климовский! Мир Вам и Б-жьего водительства!!! Недавно я читал из Торы повествование о дочерях Лота, и конечно, появляется много вопросов. К примеру, поступок, который совершили с отцом, достоин не поощрения, а осуждения. Удивителен комментарий мудрецов: «Сказал р. Хия бар Авин, сказал р. Иеhошуа бен Карха: “Пусть всегда поторопится человек исполнить заповедь. Так, например, из-за одной ночи, на которую старшая опередила младшую, потомство старшей (т.е. Рут) — удостоилось положить начало царскому роду на четыре поколения раньше младшей (Наамы — жены Шломо”». Почему мудрецы не только не осуждают тут поступок дочерей Лота, но и засчитывают им это, как заповедь? И насколько я понимаю, то и мудрецы иногда не сходятся во мнениях, имеются существенные разногласия. А как быть немудрецам, которые должны прислушиваться к словам старших? Это ведь неверно. Ведь ДОЛЖНО БЫТЬ единое мерило, от чего отталкиваться!!! Иначе народ будет поступать так, как считает правильным. Как знать, какое мнение мудрецов верное, а какое нет? Заранее благодарен Вам за ответ. Евгений Читать дальше |
|
Что говорят крупнейшие раввины поколения об армейских гиюрах?27 февраля 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Вопрос к Рав Зильберу! Что говорят крупнейшие раввины поколения об армейских гиюрах?». А. Читать дальше |
|
Что говорит иудаизм о рукоположении?4 мая 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день! Уважаемый раввин, не могли бы Вы объяснить позицию иудаизма относительно рукоположения, как, например, описано в Дварим 34:9: «А Йеhошуа, сын Нуна, исполнился духа мудрости, ибо возложил Моше руки свои на него; и слушали его сыны Исраэля, и делали, как повелел Господь Моше». Заранее спасибо, с уважением, Ольга Читать дальше |
|
Мидраш шутит?29 января 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Мне говорят, мидраш шутит и преувеличивает? Верно ли это? Аарон, Нью-Йорк Читать дальше |
|
Кто такой «ребе»?11 сентября 2009 года, отвечает Рав Реувен Пятигорский Что означают уважительные обращения — рав, ребе, раби? Читать дальше |
|
Каким должен быть мудрец?10 июля 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте, какими качествами должен обладать талмид хахам? Читать дальше |
|
Что Вы думаете о русском переводе Талмуда от Штайнзальца?4 июня 2009 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, рав Бенцион! Слышал, что Вы «забраковали» русский перевод Талмуда от Штайнзальца. Можно услышать ваши доводы? Д.Л. Читать дальше |
|
Не суди ближнего, пока не побывал на его месте?19 декабря 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, дорогие учителя! Вопрос вот какой: мудрецы говорят, что не судить ближнего, пока не побывал на его месте. Но даже если и ситуация может случиться с тобой подобная, то как быть с индивидуальными наклонностями? И выходит, что, побывав в подобных условиях, разрешается судить своего ближнего? Тимофиев Владимир, Ивано-Франковск, Украина Читать дальше |
|
Евреи умели воскрешать мёртвых?27 ноября 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Добрый день! В одном из ответов Рава Куклина я прочла, что во время Талмуда были евреи, которые умели воскрешать мёртвых. Имеются ли в еврейских источниках записи, что какие-либо лица умели воскрешать из мертвых? Если да, то где это можно прочитать? Я думаю, что никто из людей не может воскрешать кого-то из мертвых, на каком бы высоком уровне он ни был. Это может только Б-Г. Лена. Мюнхен, Германия. Читать дальше |
|
Кто вам дал право?16 сентября 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте! Хочу ещё один раз задать Вам вопросы, на которые Вы не ответили.1 Религиозность и Вера в Бога -это одно и то же или это разные вещи? 2 Как сообразуется с заповедью НЕ СОЗДАВАЙ СЕБЕ КУМИРА обожествление некоторыми евреями, например, рава Овадия или любавического ребе? 3 Кто и кому дал право комментировать, толковать слово Божье? Эдуард Сафрончик, Ашкелон Читать дальше |