Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какой рав обладает бόльшим авторитетом?

Темы: Раввин, Мудрецы, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

У меня к вам вопрос. Недавно я поспорил с одним человеком. Я сослался на одного раввина, а тот сказал, что он не самый авторитетный рав и что не надо его слушать. Не пойму, откуда известно, что этот рав «авторитетный», а этот — нет?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Мы живем в эпоху, когда практически любой религиозный еврей то ли считается, то ли называется раввином, поэтому важно Ваш вопрос прояснить.

Какой раввин больше, какой авторитетнее?

Возможно ли это узнать и правомерно ли сравнивать?

Чтобы легче было прояснить эти вопросы, обратимся к миру нам более знакомому, миру академическому. Обратим внимание на всем известные факты.

  • Не все ученые равны. Есть среди них те, кто только начинает исследовательскую работу, есть повыше — кандидаты, над ними солидные доктора, а на самом верху — академики. То есть, не все мнения ученых равносильны, есть более авторитетные, а есть менее.

    По внешнему подобию, так же и с раввинами. Есть более способные, есть менее, есть более праведные, а есть менее. Есть такие, кто знает мало, но выставляет себя знатоком, а бывает наоборот, великий рав, но скрывает это от всех. То есть, не все мнения раввинов равноценны, есть более авторитетные, а есть менее, есть те, кто начинает, а есть те, кто на вершине…

  • А как знать, кто, к примеру, самый большой физик? По-видимому, выбор самого крупного физика не осуществляется посредством голосования среди школьников и не устанавливается на основе их рейтинга в СМИ. Уровень специалиста способны оценить только… сами специалисты. Они единственные, на основе публикаций, лекций, личного опыта общения, могут определить и решить, кто из них самый важный и разбирающийся.

    Так и с раввинами. Не мы с вами, не Абраша с Арончиком, а только сами раввины могут оценить, кто из них наиболее достоин носить звание Гдоль а-Дор — Великий в поколении.

Не тот рав велик, к кому обращается много народу, а тот, к кому обращаются сами раввины!

Бывает, что многие кого-то величают раввином, но это порой может говорить лишь о его организаторских и ораторских способностях, и не более того. И кто может его разоблачить, кто может сказать, что он «переодетый»? Только сами раввины.

Итак, кто же «выше»? Кто «больше»? Тот, кого большинство раввинов признают как наиболее компетентного и авторитетного, кто является последней инстанцией по всем вопросам.

Откуда полномочия у раввина?

Добавлю, что в еврейском мире, чтобы быть признанным раввином, надо получить признание от своего, еще более признанного, раввина-учителя. Трактат Пиркей Авот начинается с таких слов: «Моше получил Тору на горе Синай и передал Йеошуа, Йеошуа старейшинам, а они членам Великого Собрания, и т.д.», то есть, не народ, а Учитель знает, кто из его учеников наиболее достоин быть преемником и хранить все еврейское. Поэтому, когда спрашивают о незнакомом раввине, то первый вопрос такой: а у кого он учился, от кого получил Тору, кто из признанных мудрецов его уполномочил?

«Так что, мой рав — не рав?»

Теперь можно перейти к Вашему вопросу. Действительно, зачастую можно услышать возмущенные возгласы, типа: «Так что, мой рав — не рав!?? Ты будешь мне указывать, какой рав авторитетный, а какой нет!? Хочешь моего рава обидеть?!!».

Да (притом, что, наверное, не всем эта мысль покажется приятной), есть рав более авторитетный, а есть менее. И не следует обижаться за раввина, он сам знает себе цену. Заодно, также, не стоит из-за этого обижать других.

Как же вести себя в подобной ситуации? Стараться таких споров избегать, как огня! Ведь вряд ли на первом этапе знакомства с еврейской жизнью у Вас есть ясное понимание иерархии раввинских авторитетов.

К какому же раввину обращаться?

Правило простое: когда по данному вопросу нет спора, то обращаются к «обычному» раввину, но когда вокруг этой темы разгорается спор, то ищут только самого «большого».

Предупреждение

Во всей этой теме, однако, есть реальная опасность. Как бы в неразберихе выяснений: какой раввин «побольше», а какой «поменьше» — мы не выбрали себе раввином… самого себя!

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его