Нестыковки! Когда умер Терах?18 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав Овадья! Я заинтересовался, в каком возрасте встретились Шем, сын Ноаха, который назван царём Шалема (Иерусалима) и священником Всевышнего по прозвищу Малки-Цедек, и Авраам, который получил его благословение. И не могу сделать две стыковки: 1. Терах родил Авраама в 70 лет, а умер в Харане в 205 лет (Берейшит 11:32), но тогда Аврааму должно было бы быть 135 лет, а сказано, что при выходе из Харана ему было 75 лет (Берейшит 12:4). Выходит, что Терах умер не в 205, а в 145 лет, а Шему тогда было 535 лет. Но, возможно, эта ошибка в смерти Тераха не принципиальная? 2. По существу: сказано, что первым царём Израиля стал Шауль, а до него от Моше царём был Сам Всевышний и народом правили судьи. Если Всевышний огорчился, что Его отвергли, чтобы Он не царствовал над народом Своим, и вместо Него запросили царя земного, то получается, что Шем до Шауля не мог быть царём над народом, не мог его Всевышний назвать царём, когда Сам был Царём Своего народа. Поясните, пожалуйста, кто и на каком основании считает Шема царём Израиля, потому что по логике это противоречит словам Моше. Опять же, Всевышний не напрасно назвал Малки-Цедека ЦАРЁМ Шалема и Своим служителем, есть ли ещё какие-то предположения, кто был этот царь и был ли он обрезан? Очень хочется (и необходимо) разложить в своей голове всё «по полочкам», чтобы грамотно отвечать на подобные вопросы. Спасибо за помощь, с уважением, Михаил Читать дальше |
|
Возможно ли вычислить общее количество населения Вавилона?23 марта 2011 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Про численность населения во время Вавилонской башни и правления Нимрода. В мидраше упоминается про время Вавилонской башни, что на суд Авраама (когда его хотели сжечь в печи) вышло 700 тыс. человек. Также до этого говорится, что когда Нимрод приказал уничтожить младенцев, то были убиты 600 тыс. малышей мальчиков. Можно ли примерно рассуждать так, чтобы вычислить общее кол-во населения Вавилона: если на суд пришло 30% людей, то общее кол-во их было 700 тыс. умножить на 3 = 2 млн. 100 тыс. (30% потому, что, наверное, старики и дети не вышли, а эти группы людей обычно составляют по 30% от общего населения). Можно ли также предположить, что если Нимрод был первым царем мирового масштаба (царь всех людей) и если в Вавилоне тогда действительно жили все люди, населявшие планету (в сконцентрированном виде, ведь еще не разбрелись по планете), то эти расчеты показывают население всей планеты. Т.е. немного более 2 млн.?? Эрик Читать дальше |
|
Был ли Б-г среди тех трех мужей, пришедших к Аврааму?15 марта 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Был ли Б-г среди тех трех мужей, которые пришли к Аврааму, когда тот сидел у входа в шатер? Сергей Читать дальше |
|
Почему Авраам накормил ангелов молочным и мясным?28 декабря 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом алейхем, многоуважаемый Рав Бенцион Зильбер. У меня такой вопрос. В Торе, книге Брейшит (18; 8) написано: «И ВЗЯЛ МАСЛА, И МОЛОКА, И ТЕЛЁНКА, КОТОРОГО ПРИГОТОВИЛ, И ПОСТАВИЛ ПРЕД НИМИ, А САМ СТОЯЛ ПОДЛЕ НИХ ПОД ДЕРЕВОМ, И ОНИ ЕЛИ». А впоследствии была дана заповедь «НЕ ВАРИ КОЗЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО». Как, по вашему мнению, в то время это ещё не было нарушением заповеди? Читать дальше |
|
Как мудрецы могли вывести закон из явной ошибки?!29 ноября 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом уважаемые раввины! После того, как прошло 10 лет жизни Аврама и Сары, Сара дала ему свою рабыню. Из этого еврейские мудрецы вывели закон, что после 10 лет совместной жизни, если жена не может родить, муж имеет право на развод. Но ведь в той ситуации это была ошибка Аврама. Я имею в виду то, что он взял Агар. Ему было обещано потомство от Сары и все, нужно было просто ждать и верить. Как же мудрецы могли вывести закон из явной ошибки? Ведь эту ошибку мы не исправили до сих пор! С уважением, Юрий Кулиш, Киев Читать дальше |
|
Как правильно верить?26 ноября 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом уважаемые раввины!У меня два вопроса:1. Об уровне веры. В двух историях в Торе наши праотцы были наказаны за недостаток веры: Аврам, когда получил обещание от Вс-го унаследовать землю Израиль и не поверил в это, спросив: «Как я узнаю, что унаследую ее?», и за это было послано 400 лет египетского рабства. И вторая известная история о Йосефе и виночерпии, когда Йосеф попросил виночерпия вспомнить о нем перед фараоном, вместо того, чтобы верить только Б-гу, и за это остался в тюрьме еще на два года. Это сложный мировоззренческий вопрос о том, как правильно верить. Где эта золотая середина между верой и своими деяниями, и как их правильно совмещать? Я понимаю, что ответить на него в рамках письма невозможно. Если знаете, в какой хорошей литературе на русском языке можно разобраться в этом — посоветуйте. С уважением, Юрий Кулиш, Киев Читать дальше |
|
Почему в Торе даётся два различных объяснения названия города «Беер-Шева»?17 ноября 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Объясните, пожалуйста, почему о наименовании места Быэйр-Шева упоминается в Хумаше (Берешит) дважды:21:31 и 26:33? Валентин, Донецк Читать дальше |
|
Когда Авраам вышел из Ура?7 ноября 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Ребе, Скажите, пожалуйста, в каком году Авраам вышел из Ура? Заранее благодарю, Игорь, США Читать дальше |
|
Правда ли, что Сара стала фактической женой фараона?3 ноября 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Правда ли, что Сара стала фактической женой фараона, когда ее забрали у Авраама? Ведь написаны ясно слова фараона к Аврааму: «Почему ты сказал, что она сестра твоя, и взял я ее себе в жены?». Известно, что мидраш говорит, Сара была только взята в его дом… но его слова буквально указывают на связь с Сарой, в наказание за которую он и покрылся язвами. И еще. Мидраш говорит, что под язвами имеется в виду венерическая болезнь. Правда ли это? Спасибо, m. Читать дальше |
|
Зачем Авраам подставил фараона?1 ноября 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Читая недельную главу Лех Леха, «претыкаюсь» о поведение Авраама по отношению к жене и фараону. Почему Авраам решил солгать фараону относительно своей жены, назвав ее сестрою? Точнее, не почему он решил солгать — он сам объясняет почему, а почему он не поверил Богу, что Он сохранит Авраама, скажи он правду? А если бы фараон взял Сарру в жены? Если читать и понимать по-человечески это место Писания, то поступок Авраама весьма неблаговидный и к Саре, и к фараону (его он тоже обманул, подставив под наказание). Как надо понимать это место? Спасибо. N., Москва Читать дальше |
|
Кто такой Малкицедек?13 июля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Кто такой Мелхиседек? Жили ли на земле люди, почитающие Творца во времена Авраама? Благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Были ли праведники до Авраама?12 июля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Очень интересно узнать были ли на земле люди, которые поклонялись Творцу после Ноя и до Авраама. Если да, то зачем Создатель открылся Аврааму, а не действовал через них? Благодарю за ответ. М Читать дальше |
|
Сорокалетний мужчина — отрок?9 апреля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав! Расскажите, пожалуйста, почему в 22 главе в книге Берейшит, в 12 тексте сказано по отношению к Ицхаку «отрок»? Ведь, если я не ошибаюсь, ему на тот момент было около сорока лет? Юлия, Москва Читать дальше |
|
Почему иногда Яаков, а иногда Исраэль?8 апреля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Берешит 32:29: «29. И сказал он: Не Йааков изрекаться более имени твоему, но Исраэль; ибо ты боролся с Б-жьим (ангелом) и с людьми и преодолел». Почему Яков после «переименования» все еще называется «Яков», а не «Исраэль»? Почему иногда одно, а иногда другое? Авраам и Сара ведь не зовутся поочередно то по-новому, то по-старому.Благодарю за ответ. Илья, Бавария Читать дальше |
|
Почему такое странное угощение?16 февраля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Бэрейшит 18: Авраам принимает гостей (ангелов). Стихи 7—8: «И к скоту побежал Авраам, и взял телёнка нежного и хорошего, и дал отроку, и (тот) поспешил приготовить его. И взял масла и молока, и телёнка, которого приготовил, и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели». Почему он их угощает и мясом, и молоком? З., Украина Читать дальше |
|
Сколько было ангелов?15 февраля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Бэрейшит 18: ангелы приходят к Аврааму. В стихе 2 сказано: «И он возвёл очи свои и увидел: и вот, три мужа стоят возле него…». А в стихе 3 говорится: «И сказал: Владыка! Если я обрёл благоволение в очах Твоих, не пройди мимо раба Твоего». В стихах 4 и 5 — опять множественное число. Почему здесь чередуются множественное и единственное число? З., Украина Читать дальше |
|
Поступки Авраама похожи на мошенничество!31 января 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемые Раввины. Продолжаю изучать Тору, и вот заинтересовала трактовка Вами такой ситуации:1) Берешит Глава 12—13. Аврам представляет в Египте Сарай в качестве своей сестры, а не жены. Когда фараон забрал Сарай к себе, он облагодетельствовал Аврама, но Господь поразил фараона (не Аврама за то, что он отдал свою законную жену Фараону, а фактически продал ее) язвами. Далее фараон изгоняет Аврама из Египта в Негев (причем изгоняет богатым с имуществом и стадами). В чем, собственно, вина фараона??? 2) Проходит некоторое время. Берешит Глава 20-я. Аврам опять представляет свою жену Сару (Сарай) в качестве сестры, и Сара подтверждает это. Авимелех забирает ее к себе. Ночью Господь приходит и обещает покарать Авимелеха. Авимелех, как и фараон, откупается овцами, коровами рабами. В чем, собственно, вина Авимелеха??? 3) Далее уже Ицхак представил Ривку как свою сестру (Берешит Глава 26). Авимелех это заметил и пожурил Ицхака, так как из-за этого кто-то мог опять прогневать Господа. Авемелех предоставил Ицхаку защиту, и тот впоследствии разбогател. Собственно вопрос в том, насколько данный приём морально этичен в принципе. Почему Аврагам так поступает, ведь за ним Господь, а так со стороны похоже на какое-то мошенничество??? С., Москва Читать дальше |
|
Потомство — как песок морской или как прах земли?13 декабря 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. У меня возник вопрос по Бэрэшит 32, 13. Яков говорит Б-гу — Ты обещал, что потомство твое будет как песок моря. Когда Йаакову Вс-вышн-й такое благословение дал? Ведь в Бэрэшис 28,14 Он сказал: И будет потомство твое как прах земли? Объясните, бэвакаша. Йааков, Москва Читать дальше |
|
Запрещено описывать ситуацию?14 октября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Из статей на вашем сайте о «лашон а-ра» я понял, что сплетни строжайше запрещены. И запрещено даже говорить что-то хорошее о другом человеке, потому что неизвестно, как наш рассказ отразится на человеке, в хорошую или плохую сторону. Берешит 18:13: Б-г говорит мысли Сары Аврахаму. Это НЕ сплетни! Б-г описывает ситуацию. Значит, вполне возможно говорить о ситуации, как ее видит кто-либо? Александр, Таллин Читать дальше |
|
Сара была сестрой Авраама?30 марта 2009 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте уважаемый раввин! Правда ли, что Сарра, жена Авраама, была его сестрой по стороне отца, но не по матери? Не считается ли это кровосмешением? С., Луганск Читать дальше |
|
Сколько лет было Арану, когда у него родилась Сара?20 февраля 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! У меня вопрос про Арана, сына Тереха, брата Авраама. 1. — получается, что у Арана было как минимум трое детей: Милка, Сара и Лот, значит, Лот был не только племянник Аврама, но и брат его жены? 2. — мидраш на главу Ноах рассказывает, что Аран был младшим братом Авраама, но как тогда понять, что Авраам женат на его дочери, если написано, что Авраам был старше Сары только на 10 лет? То есть когда она родилась, ему было только 10 лет, а сколько было тогда Арану? 3. — можно ли сказать о Терехе и его семье, что они относились к интеллектуальной элите того времени, то есть получали очень хорошее всестороннее образование в своих семьях? Заранее благодарен. С уважением, Виктор Читать дальше |
|
Почему Ицхак не заботился о женитьбе Яакова?15 декабря 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый р. Реувен Куклин, помогите разобраться в следующем вопросе: Как мне кажется, Ицхак совсем не заботился о том, чтобы женить Яакова. Если я не ошибаюсь, долг отца женить сына. В свое время Авраам, после акеды, очень был взволнован тем, что Ицхак не женат. И в 40 лет Ицхак жениться при активном участии отца. Вероятно, это должно было научить Ицхака, что надо заботиться о судьбе детей. Что касается старшего Эсава, то тут забота о его женитьбе совсем запоздала. Хотя, возможно, влияние Ицхака в выборе жены для Эсава могло привести к его исправлению. Но что касается Яакова, то вопрос о его женитьбе подняла только Ривка, да и то, как прикрытие его «эвакуации» к Лавану. Так Яаков и не собирался к Лавану, а значит и он не воспринимал свое путешествие как имеющее цель жениться. Напротив, он предпочел общество Лавана учебе у Шема и 14 лет учился. А вот потом случается резкий поворот в намерениях Яакова. Он идет-таки к Лавану и именно с намерением жениться, и женится. Получается, что женитьба Яакова не инициатива ни Ривки, ни Ицхака ни его самого в возрасте 63 лет, а нечто происходит с ним после 14 лет учения. Так почему судьбой Эсава и особенно Яакова не занимался Ицхак, в отличии от заботы Авраама по отношению к нему самому? С уважением, А. Читать дальше |
|
Кем был Аврахам прежде того, как стал евреем?23 ноября 2008 года, отвечает Рав Овадья Климовский Кем был Аврахам прежде чем стал евреем, то есть если он был язычником и поклонялся какому-то идолу, то какая была его нация или (племя)? Так как он был пастухом и гонял скот по пустыне, интересно не был ли он бедуином. Читать дальше |
|
Где находится Ур-Касдим?17 июля 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте, рав Реувен! Я видел опубликованным на вашем сайте ответ на мой вопрос о каббале и каббалистах. Прошу Вас, рав Реувен, если Вам не трудно, поблагодарить уважаемого рава Ашера Кушнира, что он нашел время ответить на мой вопрос. Рав Реувен, скажите, вот наш праотец Авраам и праматерь Сарра первые евреи, а люди, которые с ними ушли из Харана, они тоже считаются евреями? Отец Авраама, Нахор, почему он взял всю семью и ушел из Ур-Касдима? Где это место Ур-Касдим? Почему они ушли из Ур-Касдима чтобы идти в страну Кнаан? Почему они не дошли до Кнаана и поселились в Харане? Где находился Харан? Что это за место? Почему Терах прожил дольше Авраама? С уважением! |
|
Почему Авраам называется "иври"?16 июля 2008 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Авраам называется "иври"? Читать дальше |
|
Как их звали, и где можно прочитать?30 декабря 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Я не большой знаток Торы, но у нас с подругой произшел спор. Как звали первенца Авраама? - это первый вопрос, и как имя его сына, которого он должен был принести в жертву Богу?- это второй вопрос. Где Авраам должен был принести в жертву своего сына, известно ли название места? И главное - в каком месте Торы можно прочитать об этих событиях? Ханаси Инна, Нацерет, Израиль Читать дальше |
|
Когда родился праотец Авраам?25 декабря 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый Рав Зильбер, прошу ответить на вопрос: в каком году по еврейскому календарю родился праотец Авраам? Евгений Тарасевич, Минск Читать дальше |
|
Кто первый еврей? Кто первая еврейка?11 ноября 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый Бен-Цион, здравствуйте! В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев. Евреи пошли через десять поколений после Ноаха. НЕ могли бы Вы процитировать Тору, где бы это было сказано или утверждалось. Резников Эдуард, Мигдаль а-Эмек Читать дальше |
|
Можно ли кушать мясное и молочное вместе?25 июля 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Доброго времени суток! М.В., Минск Читать дальше |
|
Наш Б-г — еврейский?18 сентября 2006 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Читая Тору в русском переводе, я обратил внимание на то, что перестал понимать некоторые вещи. В Торе утверждается, что Б-г Авраама, Ицхака и Яакова — есть Б-г евреев. Как же тогда быть с другими народами? Или наш Б-г племенной (для племени евреев) и существуют другие боги? Я пытаюсь понять и поэтому обращаюсь к разным людям с многими вопросами, но или вопрос остаётся без ответа, либо следует указание типа «читайте Тору». К сожалению, у меня нет веры, поэтому мне трудно воспринимать умозаключения без ссылки на эксперименты. Никакой религии я не исповедую. Мне вполне хватает «Шма Исроэль…». Где же мне получить ответы на интересующие меня вопросы, если не у раввинов, но вот здесь-то и возникают проблемы, так как получаемые мной ответы меня не удовлетворяют, приходится спорить и, как результат, молчание. Надеюсь получить ваш ответ и, если можно, в доступной для меня форме. Спасибо. Р. С. Читать дальше |
|
Б-г обратился к Аврааму... в пьесе?5 января 2005 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом вам! Я хотел спросить, почему в Берешит, когда Единый обращается к Авраму в видении, употреблено слово Махазе (15 глава). Такое же слово употреблено к Балаку. А у пророков, когда аШем говорил с ними, там стоит другое слово. Сегодня махазе — это драма, пьеса. А ведь в Торе нет ни одного неправильного слова. Что Тора имеет в виду, говоря, что Б-г обратился к Авраму в «махазе»? Спасибо, Шимон Читать дальше |