Как мудрецы видят концепцию цвета?9 июня 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемые рабаним! В психологии и эзотерике есть различные теории о влиянии на человека его цветовых предпочтений, окружающих цветов. Согласно этим теориям, каждому цвету соответствует определенный набор характеристик, качеств, которые он косвенным образом может ослаблять или, наоборот, создавать предпосылки для их усиления. Если ли нечто похожее в иудаизме? Как вообще наша традиция видит концепцию цвета, пишут ли на эту тему что-то мудрецы? Заранее спасибо за ответ! Шабат шалом! Эстер Читать дальше |
|
Достаточно ли учить Тору по аудиолекциям?9 июня 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, уважаемые раввины. У меня вопрос следующий: у меня нет возможности посещать общину, поэтому Тору изучаю только по аудиолекциям из этого ресурса. Является ли это достаточным для изучения Писания, или ещё нужно читать Тору и пытаться разобраться самому? Заранее благодарю за ответ. В. Читать дальше |
|
Можно ли в субботу пользоваться краном горячей воды?7 июня 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте. Хочу задать «субботний» вопрос. Можно ли, используя центральную систему водоснабжения в квартире, пользоваться краном горячей воды? В книге «Царица суббота» сказано, что запрещено смешивать холодную воду с горячей, т.к. она нагреется до 43 градусов, но это касалось водонагревателя. А как в случае с водопроводом решать этот вопрос? И как действовать в таком случае с мытьём посуды в шаббат? С уважением, Дмитрий Читать дальше |
|
О каком тайнике силы говорится в стихе Торы?6 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, о каких лучах и тайнике силы тут говорится: «Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!» (Авв.3:3,4)? О чём тут речь? С уважением, Стивен Читать дальше |
|
Когда наркоман в ломках кончает жизнь самоубийством, это хорошо?6 июня 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом! Часто читаю, что ЗЛО — это скрытое ДОБРО. Понимаю, что на человека действует зло для того, чтобы он сделал выбор в сторону исполнения воли Всевышнего, а злое движение своего разума и сердца отверг. Что, отвергая зло, человек очищается от его влияния, а с терпением перенося злые обстоятельства своей жизни, человек искупает свои грехи, а праведники — и грехи предыдущих поколений. Однако, читая в Берейшит: «Если будешь добро творить, простится (тебе), а если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение, — ты же властвуй над ним!» (Берейшит 4,7), понимаю, что если человек НЕ ДЕЛАЕТ ДОБРО — это ГРЕХ. Но как тогда ГРЕХ, который есть зло, может быть СКРЫТЫМ ДОБРОМ? Есть ли СКРЫТОЕ ДОБРО в САМОУБИЙСТВЕ? Когда, например, у человека в аварии по вине водителя камаза погибла вся семья? Допустим, что для погибших это добро, но если человек, страдая о потере близких, лишил жизни водителя камаза и самого себя, то КАКОЕ СКРЫТОЕ ДОБРО в его САМОУБИЙСТВЕ; или когда наркоман в ломках кончает жизнь самоубийством, или когда умирает маньяк, который не остановился во зле? Основной ВОПРОС: если испытание злом НЕ ПРИВЕЛО человека к духовному росту, но, напротив — к большему падению, то как это зло назвать для него скрытым добром? И почему при всемирном потопе зло не явилось для тех людей скрытым добром? Неужели и ГРЕХ Адама можно назвать СКРЫТЫМ ДОБРОМ? Поясните, пожалуйста, с уважением, Михаил Читать дальше |
|
Почему нельзя есть мясо и рыбу вместе в одной посуде?5 июня 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб 1. Если рыба и мясо пеклись вместе в одной печи — в разных противнях, но не закрытые сверху — можно ли кушать эту еду после приготовления? 2. Почему нельзя кушать рыбу и мясо вместе из одной посуды? Будьте здоровы. Читать дальше |
|
Как Тора относится к таким людям, как Ванга и Нострадамус?5 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Хотел спросить, как Тора относится к таким людям, как Вольф Мессинг, Нострадамус и Ванга. Даниил Читать дальше |
|
Можно ли зажигать субботние свечи после вечерней молитвы?3 июня 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, у меня такой вопрос: я живу в Санкт-Петербурге, и наш главный раввин постановил свое время начало шаббата. Я пришла в Бейт Мидраш с опозданием, помолилась Маарив (вечернюю молитву), а потом собиралась зажечь свечки. По астрономическому времени шаббат еще не наступил, и меня остановили. Вопрос следующий: приняла ли я на себя шаббат тем, что я помолилась Маарив? Или все же мне надо было зажечь свечки? Л. Читать дальше |
|
Очень хочу получить ответ по пророчеству Даниэля2 июня 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом! Очень хочу получить ответ по пророчеству Даниэля, в частности по этому отрывку (24) Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых. (25) Но знай и пойми, что с того времени как выйдет повеление о восстановлении и строительстве Иерушалаима до помазанника-властелина (пройдет) семь семилетий, а (после) шестидесяти двух семилетий вновь будут отстроены улицы и рвы, и будет это временем бедствия. (26) А после этих шестидесяти двух семилетий погибнет помазанник, и не будет его, а город и святыню уничтожит пришедший народ-властелин; конец же его будет стремительным, и до конца войны предопределены разрушения. Читал ответ уважаемого рава Зильбера, смотрел уроки уважаемого рава Приямпольского, но, к сожалению, никакой конкретики не нашел. Если есть такой ответ, по датам, по годам, с цифрами, дайте, пожалуйста, если нет — пож. объясните, почему такого ответа нет. Большое спасибо, с уважением, Владимир П.С. О том, что «Да истлеют кости подсчитывающих» я уже знаю от уважаемого рава Зельмана. Поэтому, растолковать пророчество на будущие времена не прошу — только о сбывшемся. С уважением, Владимир. Отвечает Рав Куклин Реувен: Уважаемый Владимир, Извините, что запоздал с ответом на Ваш важный вопрос. Действительно, важно написать подробный ответ на Ваш вопрос с датами и т.п. Надеюсь, что извините меня за то, что в данный момент я не нахожу достаточно времени написать подробный ответ. Надеюсь, что в дальнейшем найду на это свободное время. Если Вас не затруднит, буду благодарен, если напомните примерно через 2—3 недели написать подробный ответ. В данном ответе ограничусь коротким описанием, о чём идёт речь в этих стихах. Раши объясняет, что в 25-ом стихе идёт речь о Кореше, персидском царе, который в другом месте называется Машиахом (Йешаягу 45, 1). Машиах, который упоминается в 26-ом стихе, — еврейский царь Агрипас, который был убит, как объясняет Раши. Важно знать, что нигде в Танахе мессия не назван словом Машиах. Этим словом в Танахе называется либо царь, либо первосвященник. Кстати, укажите, пожалуйста, каким словом обозначается в Танахе мессия? Еще раз спасибо Вам за Ваши труды. Хаг Песах Самеах! Читать дальше |
|
Лилит была первой женой Адама?1 июня 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый Рав Реувен Куклин. Понятно, что Хава была создана из ребра Адама, но разве первой женщиной, созданной вместе с ним (я слышала, что из огня), была не Лилит? С уважением, Дина Читать дальше |
|
Как изложить историю Итро без противоречий?1 июня 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Как можно изложить «историю» Итро, связанную с его приходом в стан евреев в пустыне и далее, таким образом, когда все противоречия и неясности отпадают? Полемика мудрецов из доступных мне источников, вроде бы отвечает на все вопросы, но я не могу ухватить общую картину. 1) До дарования Торы или после Итро пришел в стан? 2) Принял гиюр, не принял, или не нуждался в гиюре и принял Тору со всеми у горы Синай? 3)Если он стал евреем, то почему, в отличии от других, имел право решать — идти ли в Святую Земля или не идти? 4) Если гиюр был и Итро принял имя Ховав, то почему он остался сыном Реуэля? И почему «его земля», по его словам, и «его родина» остались в Мидьяне, не смотря на гиюр, принятый тем или иным образом? 5) Вошел-таки Итро в Святую Землю, или нет? 6) Где был он или его потомки и геры, принятые Моше в пустыне, при горах Грезим и Эваль? Может ли история Итро быть основой понимания положения гера в еврейском народе? Может быть, именно эта часть Торы приоткрывает нам структуру Народа, состоящую из различных общин? Я еще не получил ответ на предыдущий вопрос о Народе Бога и понятие Израиль. Одно это и тоже или понятие Израиль шире? И как описать тогда понятие еврей — это идентично понятию Израиль? Возможно, ответ на этот вопрос поможет мне понять и остальное. С уважением, Андрей Читать дальше |
|
Можно ли в субботу играть в игру «Эрудит»?31 мая 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли в шабат играть в настольную игру Скрабл (русская версия называется Эрудит). Заранее благодарна за ответ. Читать дальше |
|
Молиться своими словами — неправильно?31 мая 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом. Хотел уточнить у вас: в еврейской традиции принято молиться, прочитывая или произнося по памяти молитвы из Сидура (насколько я понял). Означает ли это: 1 — неправильно произносить молитвы своими словами, 2 — молитва произнесённая в соответствии с написанной имеет больше смысла и силы? 3 — возможно ли заменить молитвы из Сидура (молитвенника) на молитвы своими словами, если не помнишь текст и сидура под рукой нет? С уважением, Владимир Читать дальше |
|
Можно ли делать кидуш на вино из изюма?30 мая 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Доброе время дня. Интересует некий экзотический вопрос. Я делаю настойку на основе морского индийского риса. Морской индийский рис — это биологическая культура, которая перерабатывает сладкую воду с изюмом в полезный напиток, содержащий минимум алкоголя. Для его изготовления надо на 3-литровую банку индийский рис, 10 ложек сахара и горсть изюма. Вопрос: какую броху (благословение) говорить на получившийся напиток? Изюма там половина горсти, как можно взять рукой. Могу я делать на этот напиток Киддуш (спиртное не переношу)? Спасибо. Читать дальше |
|
Пророк предсказал, как будут звать Машиаха?30 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом алейхем, дорогой ребе! Мир дому и роду Вашему. Подскажите пожалуйста, а ПРОРОК ИСАЙЯ в своём стихе 7:14 не точно ли предсказал имя Машиаха — Еммануил? Слиха за вопрос, Тода раба. Читать дальше |
|
Как же мне дальше жить?..30 мая 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Как же мне дальше жить?.. Я прошу прощения, что обращаюсь к Вам, но… больше мне спросить просто не у кого. Да и выговорить все это вслух у меня, скорое всего, не получится. То, что мама у меня еврейка, я знала всегда. Это написано в моем свидетельстве о рождении. То, что мой отец русский, тоже ни у кого сомнений не вызывало. Я же гордо называла себя полукровкой: много читала, хорошо училась, играла на пианино, писала стихи — ну это понятно, все евреи талантливые. Дальше все тоже прекрасно — институт, счастливый брак, деа в меру шаловливых дочки, успешная карьера. Сейчас — могу работать, могу — не работать, так что в свое удовольствие чередую одно с другим. Жизнь удалась. Конечно, было всякое, но, глядя вокруг, могу уверенно сказать:36 лет — полет нормальный. Всевышний, хотя разговор о моем вероисповедании тема сложная и очень неприятная, всегда был ко мне более чем милосерден, уж не знаю за какие заслуги. Наверное, за то, что я всегда упрямо искала и находила Его присутствие во всем происходящем, хотя и спорила с Ним изрядно. Все бы и дальше было бы так же просто и правильно (ну или почти просто и правильно), если бы моему мужу не представилась возможность во второй раз съездить в командировку в Израиль и в этот раз взять меня с собой. Честно говоря, я упиралась, как могла. Во-первых, я не люблю (побаиваюсь, если честно) летать. Во-вторых, я уже бывала за границей, в том числе и в Париже, и каждый раз, возвращаясь, я «целовала» взлетно-посадочную полосу. Не скажу, что я — патриот своей страны, но, по крайней мере, где-то рядом. Кроме того, из предыдущей поездки в Израиль мой муж привез косметику и какие-то христианские талисманы из лавочек и долго, взахлеб, рассказывал о крестном пути и Храме Гроба Господня. Я терпимо отношусь к любой вере, но… на расстоянии, желательно, на большом. Ехать же туда и смотреть на чужие святыни меня не прельщало. А про мои мне ничего не было известно… разве что завалялось где-то в памяти словосочетание «Стена Плача». Но вот, что оно означало, спрашивать меня было бесполезно. Мой муж — человек не верующий, агностик, как он говорит (хотя, скорее всего, понятия не имеет, что это значит). Так что теологические споры мы в семье не ведем, и меня это устраивает. Всегда устраивало. Мне достаточно было знать, что его дед по матери — еврей. Что касается моей семьи — то ни о какой религиозности и ни о каких корнях, традициях и обычаях речь никогда не шла. Дед моей матери был революционером. Отца моей матери в 37-м арестовали только за то, что он еврей. И хотя тогда для дедушки все обошлось, он всегда старался убедить меня, что я — русская. Честно говоря, насколько я помню, это была единственная причина, по которой он терпел моего отца. Иврита дедушка не знал, по крайней мере, он так говорил, а идишу учить меня он отказался. А когда я получала паспорт, он плакал, и чуть ли не на коленях умолял: «Пиши “русская”». Я написала. А кем же я еще могла быть и была, если не «иваном, не помнящим родства»? Мамина мама умерла за год до моего рождения. Правда, во времена перестройки я как-то случайно попала в «Сохнут», пообщалась с такими же, как и я, полукровками и четвертинками, жаждущими красивой заграничной жизни, проводила в Израиль мамину родню, написала несколько стихов для их стенгазеты, выучила одну фразу на иврите и… пошла дальше своей дорогой. А первого мая этого года мы с мужем прибыли в Бен-Гурион. Конечно, я плакала. И все никак не могла оторваться от стекла, за которым был виден странный фонтан: из отверстия в крыше вниз, в чашу фонтана капали капли воды. «Видишь, — сказала я мужу, — так же Всевышний собирает нас со всего мира в Свою ладонь». «Ты всегда плачешь, когда красиво», — ответил он. Согласна, но в этом было что-то еще, что-то очень неуловимое и странное. Где-то на пределе слышимости в моей душе робко и неуверенно прозвучал вопрос: «Неужели дома»? «Дом — это в Питере», — одернула я свое буйное воображение и направилась к стойкам паспортного контроля. Потом я долго бродила по улицам старых и новых городов. Сгорая от стыда, что отвлекаю Всевышнего от дел, вложила записку в Стену Плача (так посоветовал экскурсовод), а, поскольку молиться я никогда не умела, то быстренько сбежала оттуда, освободив место тем, кому оно было нужнее. И все было как-то не так… Словно я потерялась. А потом был вечер пятницы. Свечи в холле гостиницы. (Моих знаний хватило на то, чтобы объяснить мужу, что наши женщины зажигают их каждую пятницу на закате. Но почему, зачем, как?). Небольшая чинная очередь в гостиничный ресторан, где «все включено». И большие, непривычно тихие, еврейские семьи за круглыми столами… И… хала. (В детстве мама, отправляя меня за хлебом, всегда просила купить халу, теперь ее уже не продают). Старый еврей за соседним столом укрыл халу белой салфеткой, что-то сказал на чужом гортанном языке и, отламывая от нее кусочки, стал макать их в соль и раздавать всей своей семье. И… мир вокруг меня рухнул. Я оглядывалась вокруг и видела снова и снова, как старики и отцы семейств протягивают своим детям и внукам кусочки соленого хлеба… А я была… сиротой. Вокруг был праздник. И это был, совершенно точно, мой праздник, вот только меня на него почему-то не пригласили… Впрочем, свою халу я все-таки съела… потом, когда все уже отужинали и большая часть гостей разошлась по своим делам. На лотке еще оставалась одна маленькая плетеная булочка. Я долго смотрела на нее и все думала, могу ли я ее взять? Потом решилась и взяла — словно украла. И съела… просто так, без благословения и без соли, украдкой, запивая слезами и виновато косясь на мужа. В воскресение мы вылетели домой. Мне обрадовались те, кто считает меня другом, по мне соскучились те, кто называет себя моими врагами. Я обняла детей и маму. Все получили подарки: косметику с Мертвого Моря и положенные в таком случае талисманы из лавочек. Только вот рассказать о том, как я съездила в Израиль, мне оказалось некому… Да и спросить о том, как же мне дальше жить, тоже не у кого. Еще раз простите за беспокойство. С уважением, Лена. Читать дальше |
|
Голем — миф или реальность?29 мая 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом Аллейхем! Кто же все-таки такой голем (миф или реальность)? И правда ли, что кому-то все-таки удалось сделать голема (Махараль из Праги и др.)? И возможно ли в наше время это сделать? Что для этого нужно? Какие «ингредиенты» и заклинания? Читать дальше |
|
Во времена Второго Храма люди ели полулёжа?29 мая 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом! Подскажите, пожалуйста, я читал, что во время Второго Храма люди ели полулёжа, действительно это было так? Ведь если были царские троны, то, значит, были и лавки (стулья)? А если ели, лёжа (на каких-то лежанках или на полу?), то, значит, были какие-то совсем низкие столы? Или что-то стелили на пол и ели с пола? Что нам известно? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Почему Давид отнёс голову филистимлянина в Иерусалим?29 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В 1. Царств17:54—58, по этому тексту 2 вопроса. Почему Давид отнёс голову филистимлянина в Иерусалим, и почему Саул спрашивает о Давиде Авенира: «Чей сын этот юноша?». Ведь Саул знал Давида, что хотел узнать Саул? Алексей Читать дальше |
|
Кто был Малки-Цедек?26 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, кто такой Малки-Цедек, царь Шалема, который вынес Аврааму, освободившему Лота, хлеб и вино, и которого Вс-вышний через Моше назвал СЛУЖИТЕЛЕМ Б-ГА ВС-ВЫШНЕГО, и которому Авраам дал ДЕСЯТИНУ ОТ ВСЕГО, как бы предназначенную Б-гу (Берейшит 14:18—20)? Что о нём известно, ведь у него нет даже родословия, а он оказывается ВЫШЕ Авраама, который даёт ему десятину? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
В чём провинился ослёнок?25 мая 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Мир вам, равви! Книга Шмот, глава Бо, стих 13: «…Всех ослят, первыми вышедшими из утробы матери, выкупи на ягнёнка, а если не выкупишь, проломи ему затылок…» За что, равви? Храни вас Всевышний… Шалумов Илья, Россия, Омск. Читать дальше |
|
Можно ли играть в настольный бильярд в субботу?25 мая 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Шолем алейхем! Скажите, можно ли в субботу играть в настольный мини-бильярд. Есть ли какие-нибудь проблемы с этим? Читать дальше |
|
Человек рождается грешным?25 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. В своих вопросах я всегда упоминаю Ваше имя потому, что очень хочу, чтобы вопрос попал именно к Вам. Я правда очень ценю общение с Вами. Сейчас я читаю Книгу Псалмов, и у меня такой вопрос: (Пс.50.7) «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Как правильно понимать слова Давида? О его родителях ничего плохого не написано. Имеют эти слова отношение ко всем людям, или к некоторым? Когда человек приходит в этот мир, он рождается грешным или нет? Помогите в этом вопросе. Всего Вам наилучшего. С уважением, Юрий Читать дальше |
|
Почему так важно знать, что Ева из ребра?24 мая 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему в Торе уделяется особое внимание сотворению Евы «из ребра» Адама? Какое значение это имеет для современных людей? Виктор, Москва Читать дальше |
|
Почему в туалете нельзя разговаривать?24 мая 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте. Почему в туалете нельзя разговаривать? В лекции по воспитанию 1 р. Кушнира слышал, что можно в туалете разговаривать на русском. С уважением, Эли Нафтали Читать дальше |
|
Сколько заповедей нарушил тот, кто обидел гера?24 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, сердечно поздравляю всех нас с великим Праздником ОСВОБОЖДЕНИЯ из рабства. Вс-вышний нас создал свободными, поэтому любое рабство — это богопротивное явление, а т.н. рабство Богу — это в полной мере СВОБОДА от зла, как физического, так и духовного, от рабства греху. А вопрос такой: нам заповедано любить ближнего, как самого себя, любить тех, кто живёт, как положено народу Б-жьему: кто верит Единому Б-гу и исполняет Его Закон. Почему тогда при выходе из Египта Вс-вышний сказал Моше: «пусть испросит каждый у БЛИЖНЕГО своего и каждая у БЛИЖНЕЙ своей вещей серебряных и вещей золотых» (Шмот 11,2). Почему тех Египтян, которые веками угнетали и уничтожали наш еврейский народ, поклонялись своим богам, Вс-вышний назвал ближними, ведь у Б-га нет бессмысленных слов? И в другом месте читаю: «И когда будет жить с тобою ПРИШЕЛЕЦ на твоей земле, не обижайте его. Как УРОЖЕНЕЦ из вас будет для вас ПРИШЕЛЕЦ, проживающий с вами, и ЛЮБИ ЕГО, как САМОГО СЕБЯ, ибо пришельцами были вы на земле Мицраима. Я Господь, Бог ваш» (Ваикра 19:33,34). Получается, что еврею ближний не только единоверец, но и тот, кто с ним рядом живёт? Помогите, пожалуйста, разобраться. С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Через какое время можно есть мясную пищу после сыра?23 мая 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Сколько времени нужно ждать между съеденным твердым сыром и мясным? Давид Читать дальше |
|
Когда вино перестаёт быть вином?23 мая 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб В кошерное вино иногда добавляют воду, иногда как символ хеседа (меры милосердия), иногда по другим причинам. Мой вопрос таков: если в вино добавили воду, то до какой пропорции вино/вода смесь будет считаться вином, на который можно сделать кидуш? Заранее спасибо, всех благ. С уважением Читать дальше |
|
Кого имел ли в виду пророк Зехарья?23 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский О КОМ ЭТО РЕЧЬ? А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. Zech 12:10 Читать дальше |
|
Что сказал царь Соломон о скандале в метро?22 мая 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте, уважаемый раби! У меня такой вопрос. Сегодня утром я, как обычно, ехала в метро. Сидя. На одной из станций напротив меня встала женщина средних лет. Я посмотрела на неё с целью понять, достаточно ли она пожилая для того, чтобы уступить ей место, и решила, что она ещё средних лет. Хотя я потом сидела и колебалась: уступить или нет. Но, в конце концов, не уступила, потому что не сделала этого сразу, а потом было уже как-то неудобно. Через некоторое время эта женщина стала оскорблять сначала молодого человека, который сидел рядом со мной, а потом меня. Самыми грязными словами. Не только меня, но и мою маму, которая так меня воспитала. Она употребляла самые гнусные слова в самой агрессивной форме. Не надо даже и говорить, что никто вокруг ей и слова не сказал. А меня это так задело, так ранило. Как она может говорить такие слова! Мне было очень больно и обидно от собственного бессилия. В конце концов, я стала отвечать ей тем же, чтобы как-то защитить свою честь. Опустилась до её уровня. А учитывая, что я человек в этом плане беспомощный, получалось только жалкое зрелище. В конце концов, я встала и уступила ей место, сопроводив это злым комментарием. Ребе, я понимаю, что эта ситуация мне была дана не просто так, а для исправления. Я должна была поступить правильно. А поступила неправильно. Проблема в том, что я понятия не имею, что считать правильным в таких случаях. Надо ли мне было промолчать и спустить этой женщине с рук её оскорбления, не вступиться за себя и за свою маму, которую она тоже оскорбила? Промолчать или защищаться? Или она права и я действительно такой плохой человек? Тогда правильным ли будет впредь ездить в метро, стоя, чтобы избежать таких ситуаций? Но факт остаётся фактом: мне был дан шанс исправиться, устранить зло, а я с этим не справилась. И не знаю, что делать, если подобное повториться. Помогите, пожалуйста. Я ужасно себя чувствую. Он её слов до сих пор болит сердце и слёзы наворачиваются. С уважением, Сарра Читать дальше |
|
И вновь Йешая 53...22 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский О ком это речь? Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Isa 53:1 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Isa 53:2 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Isa 53:3 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Isa 53:4 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Isa 53:5 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Isa 53:6 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Isa 53:7 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Isa 53:8 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Isa 53:9 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. Isa 53:10 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Isa 53:11 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. Isa 53:12 Читать дальше |
|
Как понять «Да не борется дух Мой в человеке вечно…»?19 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Объясните, пожалуйста, как понять слова Всевышнего: «НЕ СПОРИТЬ духу Моему из-за человека вовек» (Берейшит 6:3)? С кем спорит Всевышний о человеке? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Нестыковки! Когда умер Терах?18 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав Овадья! Я заинтересовался, в каком возрасте встретились Шем, сын Ноаха, который назван царём Шалема (Иерусалима) и священником Всевышнего по прозвищу Малки-Цедек, и Авраам, который получил его благословение. И не могу сделать две стыковки: 1. Терах родил Авраама в 70 лет, а умер в Харане в 205 лет (Берейшит 11:32), но тогда Аврааму должно было бы быть 135 лет, а сказано, что при выходе из Харана ему было 75 лет (Берейшит 12:4). Выходит, что Терах умер не в 205, а в 145 лет, а Шему тогда было 535 лет. Но, возможно, эта ошибка в смерти Тераха не принципиальная? 2. По существу: сказано, что первым царём Израиля стал Шауль, а до него от Моше царём был Сам Всевышний и народом правили судьи. Если Всевышний огорчился, что Его отвергли, чтобы Он не царствовал над народом Своим, и вместо Него запросили царя земного, то получается, что Шем до Шауля не мог быть царём над народом, не мог его Всевышний назвать царём, когда Сам был Царём Своего народа. Поясните, пожалуйста, кто и на каком основании считает Шема царём Израиля, потому что по логике это противоречит словам Моше. Опять же, Всевышний не напрасно назвал Малки-Цедека ЦАРЁМ Шалема и Своим служителем, есть ли ещё какие-то предположения, кто был этот царь и был ли он обрезан? Очень хочется (и необходимо) разложить в своей голове всё «по полочкам», чтобы грамотно отвечать на подобные вопросы. Спасибо за помощь, с уважением, Михаил Читать дальше |
|
Знают ли мёртвые, что происходит с живыми?17 мая 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин На днях у меня произошло несчастье — умер мой отец. Помимо естественных для такой ситуации чувств (с которыми я, слава Б-гу, достаточно успешно справляюсь) у меня возникают определённые вопросы относительно еврейского взгляда на бессмертие души. Итак: — Какова цель существующих законов, связанных с похоронами и трауром? Если эти законы направлены на то, чтобы облегчить состояние скорбящих, то неужели неделя, проводимая в состоянии, похожем на домашний арест, или воздержание от слушания музыки в течение года способствуют этому облегчению? Если же всё это направлено на благо души умершего, то неужели ему не всё равно, в каком виде и даже на каком кладбище похоронено его тело, зажжена ли поминальная свеча, и произносится ли по нём кадиш? — Те, кто приходит исполнить мицву утешения скорбящих, часто выражают соболезнование в связи с потерей. Но уместно ли здесь понятие потери близкого родственника? Да, мы потеряли возможность видеться и общаться с ним, прикасаться к нему и т.д. Но если мы верим не только в бессмертие души, но также и в то, что умерший, оказавшись в духовном мире, гораздо больше способен хлопотать перед Всевышним за наши интересы, разве это можно уместно называть потерей родственника? Разве мой отец не остаётся моим отцом даже после того, как его душа отделилась от тела? — (Я понимаю, что из первых рук на этот вопрос ответить невозможно, но всё-таки хотелось бы знать, что еврейская традиция говорит по этому поводу). Осведомлены ли умершие о том, что происходит с их близкими в мире живых? К сожалению, мой папа не дожил до моей женитьбы. Но могу ли я рассчитывать, что когда я всё-таки женюсь и у меня появятся дети, мой папа будет об этом знать и сможет, находясь в мире истины, порадоваться за меня? Аркадий, Нью-Йорк Читать дальше |
|
Какой период времени Иов был прокажённым?17 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Какой период времени Иов был прокаженным (неделя, месяц, год)??? Андрей Читать дальше |
|
Кто такой Новах?16 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский В главе Матот сказано: «И Новах пошел, и завоевал Кнат и пригороды его. И назвал их Новах, по имени своему». Кто такой Новах? Михаэль Читать дальше |
|
Какие ингридиенты делают тесто «хлебным»?15 мая 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте, мне нужна консультация по поводу ингредиентов, которые определяют статус благословения на мучные изделия из пяти злаков (то ли хамоци, то ли мезонот). Я помню, что «хлеб» — — это мучное изделие, основными ингредиентами которого могут являться мука, вода, яйца, растительное масла, дрожжи (по желанию), +соль, перец, сахар. Добавка любых соков превращает такое тесто в «мезонот». Какие еще ингредиенты могут присутствовать в «хлебном» тесте? Почему-то не могу найти эту информацию ни в одном из своих источников. Спасибо заранее. E, Сан Франциско П.С. Если возможно, пожалуйста дайте ответ к вечеру понедельника, 9 мая, т.к. я обещала объяснить это завтра некоторым интересующимся людям. Читать дальше |
|
Работаю по ночам. Как произносить утренние благословения?13 мая 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом алехем! Я работаю по ночам, спать ложусь в 8.00 утра и встаю в 14.00, в утренних благословлениях не говорю «Элокай, нешама ше натата…» (благословение «Возвращающий душу») и последнее благословление «…маавир шейна…» («Прогоняющий сон»). Могу ли я это восполнить после 14.00 (когда встаю)? И нужно ли мне говорить повторно благословления на Тору после сна? Читать дальше |
|
Из какого места в Торе выводятся 7 заповедей детей Ноя?12 мая 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Пожалуйста, приведите 7 конкретных мест из Торы (в широком понимании), для 7-и заповедей Бней Ноах («потомков Ноя»). Спасибо. П.С.: т.е. откуда эти заповеди, и на основании какого текста Торы. 2. И кем записаны, если можно. Очень благодарю. Бней Ноах :) Читать дальше |
|
Можно ли жить в помещении, которое служило в прошлом моргом?12 мая 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Если помещение было раньше моргом многие годы, можно ли использовать его для жизни? Для учения Торы, Хедера? Читать дальше |