Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли в ситуации, где нужно сделать выбор, бросать жребий?

Темы: Гадание, Свобода выбора, Овадья Климовский, Жребий в Йом Кипур

Отложить Отложено

Шалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. Большое спасибо за исчерпывающий ответ. Б-жьих Вам благословений. Скажите, пожалуйста, когда в жизни возникают ситуации, где нужно сделать выбор, как поступать? Конечно, в первую очередь это молитва и ожидание ответа от Б-га. Можно ли в таких случаях бросать жребий? Не будет ли это искушением Б-га? Что об этом говорит Тора? Какое мнение Мудрецов? С уважением, Юрий

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Юрий! Большое спасибо Вам за теплый отзыв и за Ваши очень интересные вопросы.

Возможность делать выбор — особая привилегия, дарованная человеку, отличающая его от всех остальных земных творений, и, по словам рава Хаима из Воложина, в каком-то смысле уподобляющая его Творцу. Вы правы, человек, который хочет поступать правильно, всегда имеет возможность найти ответ на вопрос, как это сделать в данной ситуации. Всевышний не бросает нас, Он привел нас в этот мир с определенной целью, и, если мы намерены следовать ей, даст нам все возможности для этого.

Какие же существуют способы выяснить, как лучше поступить? Прежде всего, конечно, нужно знать Законы Б-га. Зачастую, тщательно изучив соответствующий раздел, мы можем обнаружить, что наш вопрос снят. Например, мы раздумываем, что лучше — поехать в субботу с друзьями на экскурсию по их просьбе (и, доставив им тем самым удовольствие, выполнить заповедь «возлюби ближнего») или остаться дома, скажем, тоже для какой-нибудь полезной деятельности. Открыв же Законы субботы, мы обнаруживаем, что вопрос о поездке куда-либо в субботу не стоит вообще.

Хорошо сблизиться с мудрым и праведным человеком, который сможет и подсказать, каков закон в данном случае, и просто дать совет, когда книги законов молчат. Когда цадик искренне желает добра тому, кто спрашивает его совета (а праведники таковы, что судьба каждого еврея заботит их так, будто он их родственник), то он получает помощь Небес и его совет оказывается полезным.

Но не следует допускать, чтобы на наше решение влияли какие-либо внешние события, например, кошка перебежала дорогу, хлеб выпал из руки и т.п. Это называется нихуш, гадание, и отвергается Торой. Интересно, что в Торе и Талмуде мы находим несколько примеров, когда большие праведники занимались, на первый взгляд, именно нихушем. Разумеется, это не было гадание. Комментаторы объясняют, что происходило на самом деле, оставляя нам некоторую возможность видеть в происходящем вокруг намеки, знаки для себя. Однако с этим следует быть очень осторожными. Здесь нет места для раскрытия всей темы, рассмотрим лишь пример Элиэзера, верного раба Авраама, который отправился на поиски невесты для Ицхака. Остановившись у колодца, он, обращаясь в страстной молитве к Творцу, объявил: «Если девушка поможет мне напиться и напоить верблюдов, я пойму, что Ты сделал мне милость, указав на нее. Значит, она и есть суженая Ицхака». Так и случилось. Ривка проявила необыкновенную доброту, позаботившись о незнакомом страннике, и Элиэзер привел ее к Ицхаку. Говорят наши мудрецы: это пример настоящего гадания! И тут же возникает вопрос: неужели Элиэзер, ученый и праведный человек, которому Авраам поручил столь ответственное задание, — нарушил такой явный запрет[1]?

Рамбам (Законы об идолопоклонстве 11:4) запрещает поступать так, как Элиэзер. Комментарий Кесэф Мишнэ оправдывает Элиэзера, в соответствии с мнением Рамбама, тем, что тот не полагался на слепой случай, а просто проверял, есть ли в девушке главное качество, которое необходимо праматери еврейского народа — милосердие. Таким образом, хотя мудрецы именно на примере поступка Элиэзера учат, как выглядит запрещенный нихуш, сам Элиэзер вовсе не гадал[2]. Раавад, споря с Рамбамом, утверждает, что в таком случае нет запрета гадать — ведь человек не полагается на какие-то суеверные приметы, а просто ищет намека от Всевышнего. Однако Раавад считает, что таким образом все равно не узнать, как на самом деле следует поступить, разве что намеки повторятся три раза. И если человек сам назначает способ проверки заранее, то это подобно жеребьевке, о которой сказано: «За пазуху бросается жребий, но от Б-га все решение его» (Мишлей 16:33).

Не вдаваясь в многочисленные подробности, о которых говорят законоучители, скажем, что подобный способ разрешения сомнений не стоит применять, не посоветовавшись с раввином. Если эта проверка базируется хотя бы частично на логике, то, возможно, она будет разрешена.

Другое дело — жребий, который и Тора допускает для того, чтобы определить, например, какое животное будет принесено в жертву в Йом-Кипур, а какое отправится в пустыню к скале Азазел. Более того, наделы колен Израиля в Святой земле тоже были определены с помощью жребия. В Талмуде и Законах мы находим многократное использование жеребьевки для того, что определить, кому достанется честь выполнить определенную заповедь или получить порцию и т.д. Однако бросать жребий, чтобы решить жизненно важный вопрос, не стоит торопиться, не поискав других путей к решению. Известно, что в некоторых особо важных случаях наши учителя использовали так называемый жребий Виленского Гаона: открывали наугад страницы особого издания Танаха и выбирали определенную строку. Написанное там должно «намекнуть» на ответ. Возможно, это подобно другому «способу»: раньше было принято спрашивать первого встреченного ребенка, выходящего из хедера: «Какой стих (Торы) ты выучил сегодня?». Однако не каждый может удостоиться понять ответ на свой вопрос из того, что услышит.

С уважением, Овадья Климовский


[1] А ведь наши мудрецы учили, что все Законы Торы, которые Авраам узнавал, он тщательно исполнял, и понятно, что так вели себя и его ученики. Тем более, что нихуш сравнивают с идолопоклонством, следовательно, его должны остерегаться не только евреи.

[2] Претензия же к нему, по этому объяснению, заключается в том, что он проверил только качество милосердия, и положился на эту проверку, не выясняя происхождение девушки, из какой она семьи и прочие важные детали.

Читайте: Гадание, колдовство, приворот — грех?

Материалы по теме

Астрология — взгляд Торы

Рав Шимон Соскин

Как известно, астрология — это наука о влиянии небесных светил на жизнь людей. Она утверждает, что расположение звезд и планет в момент рождения человека определяет его способности, характер и судьбу в целом

Смысл заповедей 5. Йом Кипур – день жребия

Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»

Почему «Б-г» через черточку?

Рав Овадья Климовский

Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его