Темы: Суббота, Неевреи, Моше Гекрайтер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто можно нееврею делать для еврея в шабат?
Суббота — это знак союза между Творцом и еврейским народом. Заповедь её соблюдения не возложена на другие народы. Однако во многих случаях, когда нееврей делает работу для еврея в субботу, еврей может нарушить следующие запреты:
В некоторых случаях следует остановить нееврея, чтобы он не сделал работу для еврея в субботу.
Ниже приводятся основные разрешения и запреты.
При этом должны быть соблюдены следующие условия:
i. Нельзя просить нееврея сделать работу в субботу, а также нельзя говорить: «Мне нужно, чтобы это было сделано до исхода субботы» (если понятно, что нет времени закончить работу до субботы).
ii. Нельзя, чтобы нееврей делал работу в доме еврея, и его даже следует остановить, чтобы не делал эту работу.
iii. Работу можно делать только в таком месте, где этого не увидят — чтобы не знали, что это делается для еврея.
Ниже приводятся случаи, когда запрещено/разрешено пользоваться результатами работы, совершённой в шабат.
Согласно одному мнению, можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой можно пользоваться в субботу, например, добавил свечу или выключил свет, который мешает спать. Намекать на то, что нееврей «обязан» это делать, нельзя. Например, нельзя говорить: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». Из этого можно понять, что от него требуют выключать свет. Намекать на «обязанность» нельзя также движением руки или головы. Разрешено намекнуть, например, так: «Тяжело заснуть, когда горит свет!» или «Тяжело читать при слабом освещении!».
Сегодня есть авторитетные раввины, которые полагают, что нееврея и в этом случае следует остановить. В соответствии с этим мнением будет запрещено даже намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой разрешено пользоваться в субботу.
В субботу можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу после субботы, даже в «обязующей» форме. И в будний день можно намекнуть в «обязующей» форме, чтобы сделал работу в субботу: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». В данном случае это разрешено.
Некоторые раввины полагают, что само приглашение нееврея в дом, чтобы он там что-то сделал, является намёком в «обязующей» форме. «Правильный» намёк звучит, например, так: «Я не могу спать в комнате». Согласно этому мнению, намёки, приведённые выше, разрешены, когда нееврей уже находится в доме.
Случаи, в которых можно попросить нееврея в субботу сделать что-то для еврея:
1. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, для нужд человека, который болен не тяжело, для предотвращения большого материального ущерба или для того, чтобы выполнить заповедь.
Человек, который болен не тяжело — у которого болит или поранена часть тела, но никакой опасности для этой части тела не существует. Несмотря на боль, он продолжает обычные занятия, т.е. не ослабел в целом и не слёг в постель. Например, у него лёгкий ушиб, царапины от падения, тяжёлый насморк, не приводящий к ослаблению всего тела. В этом случае можно попросить нееврея закапать капли или наложить повязку на рану.
Если человек болен более серьёзно, но заболевание не представляет опасности для жизни, можно попросить нееврея сделать даже вещи, которые запрещены евреям Торой. Таковы случаи, когда человек слёг в постель из-за болезни; когда испытывает сильные боли, которые ослабляют всё тело, даже если не слёг в постель, например, мигрень; когда у него не очень высокая температура, при которой обычно остаются дома; когда он может слечь, если не примет лекарства, например, при астме, воспалении суставов; когда абсолютно ясно, что развитие заболевания не представляет опасности для жизни, но может привести к потере органа. Можно попросить нееврея сделать вещи, запрещённые евреям Торой, для нужд больных с неострыми видами воспалений глаз; для нужд роженицы в период от недели до месяца после родов; для нужд ребёнка и т.д.
Пример ситуации, когда можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, ради выполнения заповеди. Можно попросить перенести в субботу еду для субботней трапезы из одного дома в другой через улицу, которая не достигает в ширину 8 метров — поскольку это делается ради выполнения заповеди субботней трапезы, а переносить вещи в таком месте запрещено мудрецами, а не Торой.
2. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами (а не Торой) в том случае, если у еврея есть какая-то, пусть даже ограниченная, возможность сделать это самому. Например, можно попросить нееврея забрать инструмент, который обычно используют при работе, запрещённой в субботу (например, молоток), с места, где его могут украсть, потому что еврей сам может в определённых ситуациях переносить его — например, чтобы колоть орехи или использовать место, где он лежал.
3. Можно попросить нееврея сделать действие, в результате которого будет совершена запрещённая работа — потому что во время этого действия не было намерения совершить работу. Это разрешено даже в том случае, когда в результате такого действия работа обязательно будет совершена. Например, можно попросить нееврея положить еду в холодильник, хотя при открывании холодильника обязательно зажжётся лампочка. Лампочка неизбежно загорится, но еврей, прося положить продукты в холодильник, не намеревался добиться этого результата. Ещё пример. Можно попросить нееврея подмести пол, даже земляной, хотя в результате будут сглажены неровности земляного пола. Действие — подметание, результат — «разравнивание» пола. Еврей был заинтересован не в этом результате, а в том, чтобы пол был чистый.
Всё приведённое выше — только краткое общее описание основных законов. Но и этого достаточно, чтобы понять, как серьёзно нужно обдумывать каждый поступок и каждое слово. И, что особенно важно в вопросах, касающихся этой темы, — всегда лучше посоветоваться с раввином.
С уважением, Моше Гекрайтер
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Реувен Куклин
Можно?
Редакция Толдот
Толдот Йешурун
Руководитель ешивы Толдот Йешурун и крупнейшего русскоязычного гмаха.
Рав Моше Гекрайтер
Или лучше потратить десятину на строительство синагоги?
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его