Темы: Трапеза, Суббота, Забота о здоровье, Еда, Хлеб, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМожно ли в шаббат не есть хлеб? 1. Я питаюсь сырыми фруктами, овощами, да и то раздельно. Читал и читаю исследования по поводу правильного питания и опыт людей питающихся так и понял вполне очевидную вещь: что при термической обработке большая часть элементов погибает. Поэтому перешел на живую еду. Чувствую себя лучше, зависимости от еды нету, голова соображает лучше, в день достаточно пару фруктов и/или овощей и всё. А когда ел обычно, то не насыщался, клонило в сон до и после еды (то есть, большую часть дня), не высыпался, ну и личная аллергия на пищевые добавки проявлялась на коже, тяжело утром вставать, мысли о еде. 2. Но в шаббат продолжаю пока есть немного обычной еды (ну и в Пурим) — например хлеб, и наутро лежит она мертвым грузом в теле, тяжело просыпаться. И мешает, тормозит переходу на живую еду и очистительному процессу. Т.к. для перехода на такое питание нужно восстановить микрофлору кишечника, которая только страдает от убитой огнём пищей. Поэтому вопрос: можно ли не есть хлеб в Шаббат? Т.к., насколько я понимаю, есть законы, завязанные на хлеб. 3. ХаШем в Берейшит говорит Адаму, что будет ему в пищу. Видно, что ХаШем лучше знает, и также современные (непопулярные) исследования подтверждают очевидную истину. Следуя диете, предложенной ХаШемом, можно выполнить заповедь беречь тело, данное нам. И сказал Б-г: «Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу». Но есть постановление дерабонан (мудрецов) для людей, отошедших от изначальной гармонии, что сеуда (трапеза) — это с хлебом. [Это выводят] из слова «и насытишься». Но что делать, если Я насыщаюсь лучше от плодов, и больше ОНЕГа (удовольствия) и легкости, и голова лучше соображает для учебы, и ко сну не клонит, а от термически обработанной пищи через полчаса снова кушать хочется. Про то, что после потопа все кушают мясо и мы возвышаем, это очень хорошо, я никому не хотел бы мешать, но я не способен возвысить мясо, да и мешает и учебе, и молитве, и в прочих аспектах жизни, т.к. моё пищеварение не настолько сильное. Некоторые, конечно, могут переваривать, условно говоря, и гвозди — я нет. Чем меньше ем и чем легче, тем лучше, и тело в порядке. Кто-то может заливать бензин в машину не тот, который задумал Архитектор, и машина будет ездить (но долго не проездит, как мы, например, живём меньше, чем поколения до потопа), а я могу только то заливать, что придумал Архитектор. 4. Мудрецы, зная Рацон ХаШем (волю Всевышнего), иногда даже отодвигали Деорайту (заповеданное Торой) — например, постановление здороваться с использованием имени Творца — Шалом, которое ввёл отец царя Давида (Масехет Брахот). Маккавеи, которые пошли ради Всевышнего на войну, хотя в том количестве, которое у них было, это смерть, и нарушали тем самым заповедь не подвергать жизнь опасности. Если я понимаю, что Рацон ХаШем, по крайней мере, для меня (на основе специфики тела, ума) — есть сырые фрукты и овощи, и подтверждено Торой (надо заботиться о теле, список пищи для Адама сказан в Берейшит, и опыт говорит, что для меня он тоже лучший список), подтверждено и здравым смыслом, и наукой тоже, и собственным опытом, и чужим опытом, и ощущаю негативное влияние и порчу для здоровья хлебных мучных изделий и прочей термически обработанной пищи, то что мне делать, может ли какой-то галахический авторитет на основе этих соображений и даже деОрайты отодвинуть дерабонан? С кем можно обсудить эту тему? Возможно ли найти разрешение галахическое в данной ситуации? Чтобы мне идти по чьей-то шите (мнению, системе), а не ставить себя вне галахи и общества. Другое дело — Песах с мацой, там нужно есть как память об отцах наших и об избавлении, но в Шаббат и другие дни, когда дело не в зикароне (памяти), а заповедано делать СЕУДУ (которая по галахическим понятием только с хлебом), от этого мне никакого онега и для насыщения ничего не даёт, но негативные последствия даёт.
J.
Уважаемый J.,
Я задал Ваш вопрос раву Ушеру Вайсу, который живёт рядом со мной здесь в Иерусалиме, в Рамоте, и является большим галахическим авторитетом. Он предложил Вам всё же съедать кэзаис (объёмом с оливку) хлеба на первую и вторую трапезу в субботу. Кэзаис это совсем чуть-чуть, полтора кусочка хлеба. Можно купить органический хлеб, без химических добавок. Основываясь на том, что Вы мне написали, вернее, на том, как я ему это передал, рав Вайс не увидел достаточной причины освободить Вас от кэзаиса хлеба. Однако если Вы встретитесь с ним лично и обсудите более подробно те причины, по которым не хотите есть хлеб в субботу, возможно, он согласится, что это оправдано. Он принимает около 8 утра у себя в кабинете в синагоге Чехнов в Рамоте Гимель. Есть немало других авторитетов. Если Вам нужно узнать, с кем именно стоит посоветоваться и какой Рав принимает недалеко от Вашего дома, думаю, что смогу помочь Вам найти подходящего Рава и узнать, как с ним связаться.
Что касается Вашего предположения, что по Торе лучше питаться овощами, позвольте с Вами не согласиться! В недельной главе мы читали про кошерных животных — если бы Тора считала, что употребление мяса опасно для здоровья, она бы не разрешила есть мясо животных, птиц, рыб, насекомых, пить молоко, есть мёд и т.д. Ведь есть известное правило — саканта хамира мэ-исура — т.е. неоправданно подвергнуть свою жизнь опасности — хуже, чем нарушить запрет Торы. Если бы употребление этих продуктов было опасно для жизни, Тора, несомненно, запретила бы их. Конечно, даже разрешённым можно злоупотребить. Необходимость самоограничения — это одно из испытаний, с которым мы сталкиваемся постоянно.
Действительно, сказано, что до потопа все были вегетарианцами, но есть множество доказательств того, что природа вообще во многом изменилась после Потопа. В том числе, изменилась продолжительность жизни, как Вы верно заметили. Я подозреваю, что в наше время, даже человек, который будет питаться исключительно овощами, не проживёт 950 лет. Мне также неизвестно, чтобы современные долгожители были именно вегетарианцами. Грузинские аксакалы, например, насколько мне известно, питаются, в основном, мясом.
Мне кажется, причина того, что в наше время многие люди не воспринимают различные виды пищи, заключается в общей деградации физического мира. Это постепенное разрушение упоминает Рамхаль в книге Даас Твунос.
В Талмуде, в частности, в трактате Брохос упоминаются чрезвычайно обильные трапезы, состоящие из многих блюд, большого количества вина и т.д. Я думаю, что любой современный человек, даже самый здоровый, после такой трапезы отправился бы прямо в больницу — если не на кладбище. Рамбам говорит, что человек должен съедать две трети от того, что ему хочется. А в наше время человек может съесть орешек и задохнуться в результате аллергической реакции. То есть, человек становится слабее и слабее.
А что происходит с едой? Большинство из нас питается в той или иной степени обработанными продуктами, которые содержат огромное количество различных химикатов, не говоря о жирах и прочей гадости. Люди едят вещи, которые вообще не содержат в себе ничего питательного, и пьют кока-колу. Не удивительно, что мы нажили себе новые, неизвестные нашим предкам болезни. Поэтому человек, который плохо воспринимает определённые виды пищи, конечно, должен остерегаться и питаться самым подходящим для него образом.
В любом случае, желаю Вам здоровья. Не забывайте, что с точки зрения Торы идеал — это начать питаться с единственной целью: получить силы для выполнения воли Вс-вышнего. Каким именно образом, с помощью какой именно диеты Вы сможете добиться этого — не так важно. Удачи Вам.
С уважением, Берл Набутовский
Читайте:
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Натан Агрес
Ведь буквально это переводится как «хлеб лица»?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яаков Типограф,
из цикла «Кашрут в странах СНГ»
Как соблюдать кашрут, находясь в непростых условиях бывшего СССР?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его