Из цикла «Еврейские мудрецы», темы:
Раби Мордехай Розенблат (р. Мотеле Ошмянер; 5597—5676 /1837—1916/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист.
Родился в городе Антополе, в белорусском Полесье.
Учился в ешиве Пинска.
Начиная с 5630 /1870/ года, был раввином и руководителем ешив в небольших белорусских городках. В 5651 /1891/ году он возглавил общину города Ошмяны Виленской губернии, а в последний период жизни стал раввином крупной общины г. Слонима.
Р. Мордехай был одним из самых авторитетных законоучителей поколения, и многие знаменитые раввины обращались к нему за решением спорных вопросов. Его алахические респонсы вошли в книгу Адрат Мордехай (Великолепие Мордехая), изданную в Вильно (Вильнюсе) в 5659 /1899/ году.
В предисловии к этой книге рассказывается происшедшая с ним мистическая история. Однажды ночью, в канун Йом кипура, он занимался Торой и вдруг провалился в глубокий сон. Во сне к нему явился «величественный человек с утонченными чертами лица и длинной бородой» — «его лицо излучало свет». Подобное же видение повторилось в ночь на праздник Шмини ацерет, а затем и в ночь на Симхат Тора. Наконец, величественный старец признался, что он послан к нему из Грядущего мира с особой миссией. Он сообщил, что р. Мордехай является прямым потомком некого богатого купца Баруха из Салоников, жившего тремя веками ранее в Османской империи. Однажды этот Барух, обладавший властным и вздорным характером, в порыве гнева публично ударил даяна (судью) Салоников, выдающегося законоучителя р. Йосефа Ибн Лева (см.). Величественный старец, явившийся р. Мордехаю во сне, и был воплощением р. Йосефа Ибн Лева. Старец поведал, что на протяжении трех прошедших столетий душа Баруха не смогла обрести успокоение, и теперь Небесный Суд избрал р. Мордехая, чтобы искупить эту душу. Для этого он должен в течение, как минимум, четырех лет углубленно изучать сборник алахических респонсов р. Йосефа Ибн Лева.
Проснувшись, р. Мордехай, загруженный делами своей общины, недостаточно серьезно отнесся к словам небесного вестника — и тогда внезапно заболела его жена. В ту же ночь величественный старец снова открылся ему во сне и сурово сказал, что «это было последним предупреждением». И когда наутро жена р. Мордехая оказалась в критическом состоянии, он поспешил приобрести респонсы р. Йосефа Ибн Лева и в течение четырех лет скрупулезно их изучал — чтобы душа его предка, Баруха из Салоников, «получила возможность подниматься все выше и выше». Жена р. Мордехая быстро поправилась, а таинственный небесный посланник с тех пор больше не являлся ему во сне (Гдолей адорот).
Р. Мордехай прославился как выдающийся праведник и бааль мофет (чудотворец), благословения которого сбывались. Тысячи людей со всех концов литовского края, в том числе и неевреи, приходили к нему за советом и исцелением.
Знатоки кабалы относили р. Мордехая к числу посвященных в самые сокровенные тайны Торы. Одним из его учеников в области кабалы был раввин литовского городка Жеймялиса р. Авраам-Ицхак Кук (см.), ставшим впоследствии главным раввином Земли Израиля (Сарей амеа 6:13).
Р. Исраэль-Меир Акоэн (Хафец Хаим; см.) видел в р. Мордехае одного из духовных лидеров поколения и отмечал: «Вряд ли найдется человек, чей удел в Ган Эдене будет подобен его уделу!» (Гдолей адорот). Р. Авраам-Йешая Карелиц (Хазон Иш; см.) говорил: «Я убежден, что у него (р. Мордехая Ошмянера) был руах акодеш (дух пророчества)» (там же).
Множество общин стремились пригласить р. Мордехая к себе, на раввинский «трон», а некоторые даже пытались тайно его похитить — так что жителям Слонима приходилось содержать круглосуточную стражу около его дома (там же).
Р. Мордехай Розенблат, любовно называемый евреями «раби Мотеле», был призван в Небесную Ешиву в 5676 /1916/ году — ему было семьдесят девять лет.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.