Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Богдан Хмельницкий, Германия, Рав Александр Кац, Погромы, Комментарий
Раби Цви-Гирш бар Аарон-Шмуэль Кайдановер (Кав аяшар; ок. 5410-5472 /ок. 1650-1712/ гг.) — выдающийся мыслитель и наставник мусара (еврейской этики).
Родился около 5410 /1650/ года в Вильно (Вильнюсе), куда его родители бежали от казацкой армии Богдана Хмельницкого. Сын выдающегося законоучителя р. Аарона-Шмуэля Кайдановера (Мааршака).
В 5415 /1655/ году, когда русские стрельцы и казаки ворвались в Вильно, семья бежала вглубь Польши. Там, в городке Корове, расположенном возле Люблина, пятилетний Цви-Гирш был серьезно ранен казаками, а две его сестры убиты. В последующие годы семья побывала во многих городах Европы — Мааршак был главой еврейской общины г. Никольсбурга (Брно), столицы Моравии, а впоследствии главным раввином Бриска (Бреста), Франкфурта на Майне и, наконец, Кракова.
Цви-Гирш изучал Тору у отца, а затем учился в Минске у выдающегося кабалиста р. Йосефа-Йоськи, автора трактата Йесод Йосеф (Кредо Йосефа).
Когда период ученичества завершился, он возвратился в Вильно, город своего детства, и стал одним из руководителей городской общины, вместе с тем успешно занимаясь коммерцией. По клеветническому доносу он был на некоторое время заключен в темницу вместе с женой и детьми; после освобождения р. Цви-Гирш покинул Вильно и переселился в Германию, во Франкфурт на Майне, где жила семья его тестя.
Согласно его собственному признанию, р. Цви-Гирш увидел в беде, постигшей его в Вильно, наказание за то, что он до сих пор не опубликовал многочисленные рукописи отца. И вот, вскоре по прибытии во Франкфурт на Майне, он выпустил в свет целый ряд книг Мааршака, снабдив их своими предисловиями и примечаниями.
В 5465 /1705/ году р. Цви-Гирш Кайдановер издал свое основное произведение — трактат по этике Кав аяшар (Прямая линия). В этой книге исследуются вопросы награды и наказания; в ней приведено множество захватывающих историй и мудрых притч, побуждающих сердца к служению Всевышнему. Многие идеи книги почерпнуты из кабалистических источников, и в первую очередь, из книги Йесод Йосеф, ставшей для р. Кайдановера образцом, а также из учения Аризаля.
Эта книга сразу получила широчайшее признание — за первые десять лет она была издана десять раз. Ее исключительному успеху способствовало и то, что автор снабдил ее подстрочным переводом на идиш, разговорный язык евреев восточной и центральной Европы, — таким образом среди ее читателей оказались и женщины, как правило, не владевшие святым языком.
За последующие три века книга выдержала более восьмидесяти новых изданий, став одним из самых популярных произведений мусара. Наряду с широким кругом читателей, трактат р. Кайдановера тщательно изучали и величайшие мудрецы Торы. Раби Элимелех из Лежанска, один из основоположников хасидизма, проштудировал эту книгу сто два раза — в соответствии с числовым значением входящего в ее название слова «кав» (линия). А выдающийся праведник р. Исраэль из Кожниц утверждал, что «изучение книги Кав аяшар пробуждает сердце даже в большей степени, чем изучение самой книги Зоар».
Р. Цви-Гирш Кайдановер умер во Франкфурте на Майне в Шушан-Пурим, пятнадцатого адара 5472 /1712/ года.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Рав Элияу Тавгер
Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Как приблизить освобождение?
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Нельзя судить о ближнем по одному-единственному поступку. История о Симоне Визентале
Рав Исраэль Кохас
Сплетни способны отравить жизнь целой семье. История о том, как электронный прибор сыграл злую шутку с женой и мужем.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу Тазриа